Отец Малахия: «Перед нами, священнослужителями, сейчас стоит сложная задача - возродить христианство, духовную жизнь чад нашей Церкви»

Интервью настоятеля Армянской Апостольской Церкви «Сурб Геворг», г. Волгоград, отца Малахии (Оганян) порталу Miasin.Ru.

- Отец Малахия, почему Вы решили стать священником?

  • Я получил воспитание в патриархальной армянской семье. Родители были репатрианты из Ирана.

Мой дед был преподавателем армянского языка, истории Армении и Армянской Церкви, хорошо знал персидский язык, владел английским языком. Он был очень верующим человеком, знал наизусть всю Литургию, церковные каноны и обычаи, традиции. Это был человек, который жил по вере. Эта вера и жизнь передавалась своим детям и внукам. У него были ученики, которые позже стали священниками. Один из таких священников Тер Тадеос позже служил в Хор Вирапе. Об этом я узнал от самого Тер Хайра, когда я уже начал служить в церкви в качестве пономаря в 16 лет. Хор Вирап открыл для меня дорогу к Богу. Эта дорога потом и привела меня в семинарию.

Поскольку мой дед был общественным деятелем, он вместе с настоятелем церкви района, состоящего из нескольких армянских сел, Тер Арутюном организовали репатриацию в Армению в 1968 году. Число репатриантов составило около 10 тысяч человек.

Приехав в Советскую Армению ему не дали никакой работы, считали его религиозным человеком, что преследовалось, даже оштрафовали за то, что к нам пришел священник освятить дом после Пасхи. Несмотря ни на что, он никогда не жалел, что приехал в Армению, и всегда говорил «Армения для меня не начинается с Лениным и не заканчивается другими правителями». Однажды был такой разговор среди сельчан, где присутствовал дед. В его сторону шли следующие слова: «Вот, Самсон с Тер Хайром организовали репатриацию, там хорошо жили в Иране, обещали золотые горы, приехали сюда, ничего нет! Ты говоришь «Армения, Армения», а тебе даже работу никакую не дали», на что дед ответил: «Вы забыли, о чем мы мечтали 400 лет? За что молились в церкви, что мы преподавали в школах? Терайр в проповедях обращался к пастве со словами «В один прекрасный день мы соберемся на нашей родине!».

Я сам хотел стать юристом, судьей. Хорошо помню, в 8 классе дед меня спросил: «Кем ты хочешь стать, сынок?». Я ответил: «Судьей, мне это нравится». На что дед ответил: «Да, у тебя будет достаток, но ты одного посудишь – будет хорошо, тебя поблагодарят, а вторые, третьи тебя будут проклинать, потому вынужден будешь посадить чьего-то сына, мужа, может, какие-то неправильные решения примешь. Иди в семинарию». Я по-детски сказал: «Тер-тером я не буду!». На что дед ответил: «Не Тер-тер, а Терайр, не станешь Тер Хайром, станешь человеком».

К сожалению, он не увидел, как я пошел учиться и служить церкви, дед скончался в 1990-м году, а в 1992-м я поступил в Севанскую духовную семинарию имени Блаженного Католикоса Вазгена I, в которой проучился 5 лет и 6-й год в Высшей Геворгяновской Духовной Академии в Святом Эчмиадзине.

- Ваше первое служение.

  • Первую Литургию после рукоположения в сан священника совершил в церкви «Сурб Аствацацин» в Ереване. После этого я служил в церкви «Сурб Ованнес», далее, по благословению Его Святейшества Гарегина II я служил духовным пастырем в Детском просветительском центре «Айордац Тун» в Малатии, где воспитанниками были около одной тысячи детей. Параллельно я служил в Военной Академии им. Вазгена Саркисяна как духовный наставник.

Среди многих людей, которые скептически относились к религии, бытовало мнение, что христианство проповедует покорность, а покорность – это слабость, которой не место в армии. И когда я начал разъяснять, что близость к Богу делает человека сильным, а христианин является воином Христа, рассказывать каким покорным и смиренным был Святой Вартан Мамиконян, как он говорил о роли нашей Церкви, какие победы он с воинами одержал в Аварайской битве, других сражениях за веру, отношение начало меняться. Те курсанты, которым я преподавал, позже стали командирами, затем руководили частями, и во время их работы уже было другое отношение к солдатам, многие командиры стали крестными отцами.

- С 2002 года Вы являетесь духовным пастырем армян Волгограда. Как бы Вы оценили уровень духовности Волгоградских армян, учитывая тот факт, что мы живем в постсоветское время и связь с Родиной у многих армян нарушена и Армения стала другим государством.

  • За последние годы Советской власти мы нарушили связь с Богом, практически три поколения в большей или меньшей степени были лишены возможности воспитания по христианским канонам, обычаям и традициям, были отлучены от церкви и от духовных ценностей. Перед нами, священнослужителями, сейчас стоит сложная задача - возродить христианство, духовную жизнь чад нашей Церкви. Многие люди рассматривали Церковь лишь как архитектурное сооружение и музей. Архитектура армянских храмов уникальна! Но, и архитектура, и музыка Литургии, и знаменитые хачкары, всё исходит от глубоко верующих христиан.

В Волгограде, я думаю, как и во многих других городах, дорога восстановления христианской жизни у армян была сложная. Семь лет назад в церкви «Сурб Геворг» я начал проводить первые воскресные службы. В первое время на Литургии прихожане не причащались, многие не понимали смысл Святого Причастия. Были разные мысли: «Как получилось так, что ты пришел к вере, учился столько лет, перед тобой открылась дорога, но по этой дороге идёт очень мало людей…». Скорее следуя традиции, приходят армяне на Крещение или Венчание один раз и потом забывают эту дорогу. Часто вижу многих только на Пасху или Рождество. Приходя в церковь, народ ставит свечи, просит святых. Прошли годы, и я могу сказать, что в нашей маленькой церкви на последней Литургии причастились около 50-ти человек. Раз в месяц бывает, что число причастий доходит до 100. Приходит молодежь. Нельзя отрицать, что церковь это еще место встречи для армян. Верующие стоят с текстом Патарага или молитвенниками, подпевают вместе с пономарем и хором многие шараканы, знают Хаватамк (Исповедание Веры). На наших глазах начала возрождаться духовная жизнь волгоградских армян. Кроме того, необходимо отметить, что в диаспоре кроме служения у священника стоят другие задачи – надо не только распространять Слово Божие и проповедовать, но и заниматься делами, касающимися национального самосохранения, необходимо заботиться о сохранении языка, знании истории народа, многом другом.

- Какая насущная проблема у армянского народа на сегодняшний момент, на Ваш взгляд?

  • Одна из больших проблем – ассимиляция народа – оставаться армянином и патриотом своей родины, живя вдали от нее, очень трудно. Второе - очень трудно собирать армян воедино. Несмотря на трудности, именно наша Церковь смогла объединить вокруг себя народ. Крест Господень для армянского народа стал путеводителем, и наши отцы 1700 лет назад сделали свой выбор, дали обет Господу Богу и армяне стали первым христианским народом. Христос стал смыслом нашей жизни. Иногда я встречаю людей, которые высказывают следующие суждения: «Я верю в Бога, но у меня свой Бог, в церковь ходить необязательно». Такие высказывания для меня неприемлемы. Хождение в церковь это уже проявление к Богу. Или часто говорят: «Мы всегда рядом с нашей церковью». Я на это отвечаю «Не надо быть рядом с церковью, надо быть в церкви!». Человек должен быть в семье, в своем доме, а не рядом, как сосед.

Церковь – это духовная семья. Яркий пример – когда мы были вместе с Церковью – мы были сильны и побеждали! Это доказали Аварайская битва, Сардарабатская битва, Карабахская война. Народ Бога побеждает, потому что он един.

- Каким должен быть священник, какие главные задачи приходского священника?

  • Во время обучения в семинарии я не знал, каким священником я буду, может, и сейчас не знаю. Это могут сказать только мои прихожане. Я знаю одно – хочу, чтобы армянин жил по канонам нашей Церкви, берег духовные ценности. Каждый армянин должен найти свое место в храме, стал частью большой духовной семьи, Церкви, преобразился в духовном смысле. Одно могу сказать - надо идти и служить. О том, как служит священник, скажет народ, история и Господь Бог.

- Как организована работа Армянской церкви Волгограда? Насколько армянская молодежь вовлечена в деятельность церковной общины?

  • Армянская церковь работает с молодежью. Многие вовлечены в церковную жизнь, около 200 молодых людей, которые посещают церковь, делают совместные программы. Для объединения молодежи вокруг церкви несколько лет назад был создан церковно-молодежный союз «Хайк». Каждую субботу молодежь в церкви встречается со своим духовным пастырем. Юноши и девушки работают, точнее, служат во благо церкви, в разных направлениях.

Некоторые помогают служить мне на Алтаре, другие делают переводы документов. Регулярно выпускается просветительская газета «Лусаворич», работает церковный сайт. Некоторые молодые создали семьи, познакомившись здесь, в церковном молодежном союзе, некоторых я обвенчал, есть даже те молодые супруги, у которых я уже крестил детей. «Хайк» посетил Астрахань, армянские церкви. В ответ, волгоградцы принимали астраханскую молодежь во главе с Тер Себеосом. Деятельностью ребят так же является посещение больных, пожилых людей, ветеранов. Девушки могут сделать уборку жилья, приготовить обед, ребята что-то отремонтировать. Организуются праздники в трапезной церкви и во дворе – такие как Сурб Саргис, Трндэз. Регулярно проводим вечера памяти – День геноцида 1915 г., годовщины землетрясения 1988 г.

В церкви так же работает приходская воскресная школа. Каждый вносит посильную лепту в деятельность различных направлений, во славу Господа Бога. Церковь является духовным и просветительским центром.

- Сейчас, многие армяне принимают Крещение, до конца не осознавая всей полноты и значения этого шага. Чтобы Вы посоветовали людям, желающими принять Крещение?

Человеку, который хочет стать чадом армянской церкви, до Крещения желательно прийти на беседу со священником, вместе со своим будущим крестным отцом. Иногда, ответ на вопрос «Почему Вы хотите креститься?» мне отвечают: «Потому что так принято» или «Это традиция». После долгого времени атеизма, духовное воспитание человека было нарушено, поэтому подобные беседы приносят большую пользу в это время. Эти беседы являются духовной подготовкой. Шаг, который делает человек – уже достижение. Он пришел в церковь, он хочет креститься. Далее он начинает воцерковляться. Задача священника – просветить, что такое Крещение, о том, чтобы к Таинству приступали осознанно. Наша Церковь начинается с Крещения, но не заканчивается им. Крещение человека – его духовное рождение водой и Духом Святым, ему открыта дорога, но по этой дороге нужно идти, а не стоять на месте. Крещеный должен понять, что после Крещения ему необходимо расти в вере. Мы объясняем это людям, сеем семена, бывают, что эти семена падают на неплодотворную землю. Христианин должен жить так, как подобает христианину.

- К сожалению, некоторые люди считают, что Армянская Церковь – григорианская. Откуда появилось это название?

Армянская Апостольская Церковь не является григорианской! Это название появилось гораздо позднее. В 1828 г. Восточная Армения была присоединена к Российской империи, а спустя 8 лет, в 1836 г. императорская канцелярия и Русская Церковь разработали Положение, согласно которому Армянская Апостольская Церковь стала называться Григорианской, в честь Григория Просветителя (Лусаворича) – крестителя Армении и первого Католикоса и Патриарха.

Название «Григорианская» сократило христианскую историю Армении на 300 лет и лишило Церковь Апостольского преемства. Но, задолго до времен Святого Григория, в Армении христианские общины были основаны непосредственными учениками Иисуса Христа Святыми апостолами Фаддеем и Варфоломеем. С 43 по 68 г.г. они проповедовали христианство в Армении, была организована епископская кафедра – «Престол Св. Фаддея». Именно поэтому Церковь имеет Апостольское начало, а называется Армянская Апостольская Святая Церковь, вероучение нашей Церкви – Православие.

- 6 января Армянская Апостольская Церковь будет праздновать один из великих праздников - Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Что Вы хотели бы сказать нашим читателям об этом празднике?

  • Рождество и Крещение Господа Нашего Иисуса Христа – это величайший праздник. Об этом празднике много сказано и много говорят, но одним предложением выразить этот праздник можно так: Рождество - это встреча Господа Бога и человека на земле. С Рождеством Христовым Север и Юг, Запад и Восток собрались воедино и благая весть разошлась по всему миру. Рождество – великое Таинство. Иисус родился, чтобы Человек вновь приобрел божественную природу. Для нашего народа это праздник более значимый тем, что Армения стала первым христианским государством, а Армянская Церковь стала колыбелью для нашего народа. Господь Бог был настолько милостив, что отправил Своего Сына Единородного для встречи с нами, грешными людьми. Это величайшее событие.

- Сейчас период Рождественского поста. Расскажите, пожалуйста, о его смысле и значении, а то многие люди считают, что пост – это просто диета…

  • Пост это период воздержания, покаяния, самоанализа и молитвы. Он имеет две стороны –физическую и духовную. Физическая сторона поста заключается в отказе от мясных и молочных продуктов и употреблении растительной пищи. Но более главной является его духовная сторона – отречение от пороков и грехов через молитву, покаяние, смирение, а также свершение добрых дел. Если соблюдать только физическую сторону Поста, то он превращается в диету. Не надо себя показывать постящимся перед людьми, но поститься ради Славы Божьей. Во время поста христианин должен посещать Церковь и принимать участие в Бессмертной и Божественной Литургии, молиться, каяться. Если пост соблюдать как того требует церковь – духовно и физически, тогда это будет блаженное состояние, мы сможем приблизиться к Богу, а Бог приблизится к нам. Рождественский пост - дорога покаяния, чтобы мы могли встретить величайший праздник Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа.

- Близится 2011 год от Рождества Христова, чтобы Вы хотели пожелать по этому поводу, представителям армянского народа, разбросанным по всему миру?

Я хочу пожелать, чтобы армянин жил по вере, чтобы мир царил в армянской семье. Необходимо понять, что его спасение в Армянской Церкви. Желаю, чтобы дети его чаще приходили в храм на Святую Литургию. Уважайте друг друга!

Желаю, чтобы в 2011 году мы выросли духовно и могли приблизиться к Господу Богу, делать добро, созидать. То, что мы не успели сделать в 2010 году с Божьей молитвой и помощью Его постараемся сделать в следующем. Желаю всем большего общения с Господом путем молитвы.

Мира и добра желаю всем!

Источник: Miasin.Ru