Таинство крещения в Армянской Апостольской Церкви (с описанием совершения таинства)

Предисловие

Необходимость написания этой брошюры обусловлена тем, что многие из тех, кто решил принять крещение, не полностью осознают важности этого шага, в его смысле и значении. 
Крещение принимают не потому, что это «такая традиция» или «чтобы не болеть», и не для того чтобы «иметь жизненный успех» или «просто чтобы быть крещенными», а что бы иметь Вечную жизнь в Боге. Крестившись, человек встает на путь спасения от греха. Этот путь человек может пройти только с Божьей помощью, «ибо без Меня не можете делать ничего». [Ин.15:5]. «Я есмь путь и истина и жизнь». [Ин.14:6] – говорит Господь.

Мы надеемся, что данное издание поможет вам узнать о сути таинства крещения и подготовиться к нему должным образом.

Введение

Повествование о том, зачем человек принимает Крещение, необходимо начать с того времени, когда Бог сотворил мир и людей. Бог создал людей свободными и наделил их наивысшим благом – способностью любить, потому что сам безмерно возлюбил их. Жизнь Адама1 и Евы2 приобрела свой смысл: любить все творения Божии, любить друг друга, и больше всего любить Бога, как Источника этой любви. Но Адам и Ева предали эту любовь, они разменяли любовь к Богу на временное желание. Вспомним о грехопадении, которое описывается в третьей главе книги Бытия, Ветхого Завета. Дьявол3, в виде змия, является первым людям и говорит Еве: «Правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого дерева в раю?». Ева испуганно отвечает: «Нет, нет, это не так, мы можем от всех деревьев есть плоды, только от Дерева познания добра и зла мы не можем есть. Бог запретил нам это делать, чтобы нам не умереть». Но дьявол говорит ей, что: «нет, вы не умрете, но знает Бог, что в тот день, когда вы будете есть эти плоды, то вы узнаете, что есть добро и зло, и будете как боги». То есть стоит лишь вкусить от древа сего – и сделаешься, как Бог. И фраза «будете как боги» становится очень привлекательна. Но обожение, т.е. уподобление Богу невозможно без Бога, и признаком величайшей гордости4 является стремление сделаться равным Богу вопреки Ему. И плоды становятся особенно вожделенны, потому что дают знание, которое человек хочет приобрести, чтобы самому решать, что есть добро и зло. И Ева берет плоды, начинает их есть, дает мужу, и он их ест. А когда Бог спросил у Адама «Не ел ли ты от того дерева, которое Я запретил тебе для еды?» И Адам, вместо того, чтобы покается и попросить прощения у Бога за этот поступок, стал сваливать свою вину на Еву, сказав: «Жена, которую Ты дал, она мне дала, и я ел». Бог спрашивает жену: «Что ты сделала?» Ева тоже вместо раскаяния говорит: «Змей соблазнил меня». В конечном счете, люди отказываются от своей ответственности, от своей вины за этот первый грех5. Библейский рассказ о грехопадении помогает нам понять, что зло вошло в мир не по воле Бога, но по вине человека, который предпочел дьявольский обман Божественной заповеди. Из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама, прельщаясь ложными ценностями и забывая истинные - веру в Бога и верность Ему. Но, не смотря на то, что люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания (Библии). Центром истории спасения человечества стало событие, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии, как человек. Это был Иисус Христос – Спаситель. Само имя Иисус означает – Господь даст спасение. Христос пришел в мир ради нашего спасения. Ветхозаветные пророки предсказывали приход в мир Мессии (Спасителя) – Иисуса Христа, люди столетиями ждали Его, и Он пришел! Христос в своем приходе в мир осуществил пророчество о вмешательстве Бога в историю. «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». [Ин.3:19]. И Он пришел именно для того, чтобы вывести род человеческий из этого зла. Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже его учениками в Евангелия, в которых Он сообщил людям все, что необходимо для спасения, затем был схвачен по зависти, принял самые унизительные и жестокие муки, был осужден на смерть и распят на кресте. Он предал Себя на эти страдания, в которых проявилась Его Великая Любовь к падшему человеческому роду. Христос был распят за каждого из нас, истинный Праведник, единственный безгрешный на земле, был пригвожден ко кресту руками грешников. Но Христос победил смерть - воскреснув на третий день после Своего распятия. Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Сломив врата смерти, Христос показал путь к жизни вечной. Это было настолько потрясающим событием и неожиданным после ужаса распятия и смерти Учителя, что даже ученики Христа не верили в Его воскресение, пока каждый из них сам не увидел Воскресшего. Почти все апостолы6 погибли мученической смертью, но не отказались от своего свидетельства о Воскресении Иисуса Христа. Через сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». [От Матфея 16:18] Церковь есть организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются Благодатью7 Божьей. Церковь – это собрание, община верующих в Иисуса Христа людей, и живущих по его Заповедям. В Церкви люди приобретают Вечную Жизнь. Церковь является телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его Благодать. Таким образом, вступление в Церковь и приобщение всех благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскресение способности любить, осуществляется через Крещение. Крещение не принимают для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но чтобы иметь Жизнь Вечную и жить в единении с Богом.

Таинство Крещения

Что такое таинство?

Таинства - это священные действия (богослужения, молебные чины), при которых с особенной силой не видимо, но реально через священнослужителей действует Благодать Святого Духа, очищающая, просвещающая и насыщающая христианские души, которые наиболее важны в духовной жизни христианина.

В Армянской Церкви существует семь таинств:

1.крещение, 2.миропомазание, 3.покаяние, 4.причащение, 5.венчание (брак), 6.рукоположение (священство), 7.соборование (елеоосвящение).

Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве соборования — благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи. В таинстве рукоположения человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви. Первые четыре таинства, т.е. крещение, миропомазание, причащение, покаяние необходимы и обязательны для каждого христианина, а таинства рукоположения и брака являются добровольными.

Что необходимо знать о крещении

Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. мкртутюн, кнунк). Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати. Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество, устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную. Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью. Символ веры (Аватамк) был составлен представителями всех Церквей в 325 году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи.

Никейский символ веры Армянской Апостольской Церкви гласит:

Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, именно от сущности Отца. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного; Единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради спасения нашего сшедшего с небес, воплотившегося, вочеловечившегося, родившегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым. От нее же принявшего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, - истинно, а несомненно. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству нет конца. Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголившего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сошедшего на Иордан, проповедавшего через апостолов и обитавшего в святых. Веруем и во единую Соборную Апостольскую Святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущения грехов; В воскресение мертвых; в суд во веки душ и тел; В царство Небесное и в жизнь вечную.

    • Обращаем ваше внимание на то, что слова «в суд во веки душ и тел» означают, что не сам суд будет длиться вечно, а решение, принятое на суде Божьем будет вечно и неизменно, как и любое слово Божье.

Крещение является первым из таинств и является обрядом посвящения в христианскую церковь. Через него человек причисляется к пастве Христовой, став сыном Божьим и членом Церкви. Крещение называется «таинством входа» и является предусловием для участия во всех остальных церковных таинствах. Крещением человек усыновляется Богу и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещеный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой божественной справедливости и истины. Ованнес Ерзнакаци (XIII в.) пишет: «Второй раз рождаются духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения - Бог, мать - Церковь, чрево - Купель, где младенец рождается водой и Духом. Ибо, как вода очищает от грязи, так и Дух Святой очищает, омывает дух человеческий и превращает человека в храм Божий».

Что необходимо для крещения?

Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:18–20) Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим, жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровью Господа.

Для крещения, крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.

Для исполнения таинства крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:

  1. Святое таинство крещения установил наш Спаситель — Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан.

  2. Крещением человек освобождается от Адамова греха. Принимающее крещение младенец (так называют некрещеных, готовящихся к крещению) усыновляется Богу. Теперь Христос — его невидимый и могучий покров.

  3. Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо в первую очередь серьезно подготовиться к его принятию.

  4. Место крещения — Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях.

  5. Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская) и качества (мутная или прозрачная).

  6. Во время крещения младенец во имя Святой Троицы трижды погружается в наполненную водой купель, что знаменует смерть, погребение и воскресение Христа, и становится сонаследником жизни Христа. Взрослым вместо погружения умывают лицо. Поэтому крестящемуся надлежит прежде очиститься от косметических средств.

  7. Крестный отец обязательно должен быть крещенным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии руководить нашим духовным развитием, пользуясь навыками своего христианского знания.

  8. Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей.

  9. Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, т.к. это право и власть божественным благословением были переданы священникам апостолами.

  10. Крещение повторно не совершается, т.к. человек рождается один раз, а поскольку крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды: «один Господь, одна вера, одно крещение» — говорит Апостол Павел (Еф.5:5).

  11. Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя поскольку заново рожденный Христом — новый человек.

  12. Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.

  13. Для таинства венчания существуют запретные дни, однако таинство крещения может быть совершено в любой день.

  14. Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на дитя.

  15. Крестящийся навечно становится членом Церкви Христа. Армянская Церковь — часть Соборной Церкви Христовой, следовательно, если человек крестился в Армянской Церкви, то он является чадом Армянской Церкви и обязан находиться с ней в молитвенном общении.
    Если человек крещен в Армянской Церкви, то все таинства (покаяние, исповедь, причащение, венчание) он должен совершать в ней, и помнить, что это Церковь стала для него матерью. Ибо крещение - это духовное рождение, мать которого - Церковь, отец - Бог. Людям, крещенным в Армянской Церкви, но являющимся прихожанами других Церквей, необходимо понять, что разница между Церквями подобна разнице между матерями - своей и чужой.

  16. Человек, крещеный в Армянской Церкви, не может быть крещен заново где-либо еще.

  17. Для отпущения грехов, совершенных после крещения, установлено таинство Покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2) - с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос. Греческое слово metanoia («покаяние») означает «перемена ума». Проповедь Христа стала призывом к радикальному изменению образа мысли и образа жизни, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека.

  18. Непосредственно после таинства крещения совершается таинство Миропомазания.

Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.

Господь, молю Тебя, помоги мне, грешному, постичь Твои тайны. Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимые таинства, и дай мне силы родиться от святой купели крещения. Аминь.

Порядок совершения таинства крещения в Армянской Апостольской Церкви

В начале совершения таинства крещения, как и всех других богослужений, священник вместе с Крестным отцом произносят молитву «Отче наш» (арм. - haйр Mер):

Отче Наш Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՈՐ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՍ, ՍՈՒՐԲ ԵՂԻՑԻ ԱՆՈՒՆ ՔՈ։ ԵԿԵՍՑԷ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ՔՈ, ԵՂԻՑԻՆ ԿԱՄՔ ՔՈ ՈՐՊԷՍ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՒ ՅԵՐԿՐԻ։ ԶՀԱՑ ՄԵՐ ՀԱՆԱՊԱԶՈՐԴ ՏՈՒՐ ՄԵԶ ԱՅՍՕՐ։ ԵՒ ԹՈՂ ՄԵԶ ԶՊԱՐՏԻՍ ՄԵՐ, ՈՐՊԷՍ ԵՒ ՄԵՔ ԹՈՂՈՒՄՔ ՄԵՐՈՑ ՊԱՐՏԱՊԱՆԱՑ։ ԵՒ ՄԻ ՏԱՆԻՐ ԶՄԵԶ Ի ՓՈՐՁՈՒԹԻՒՆ, ԱՅԼ ՓՐԿԵԱ ԶՄԵԶ Ի ՉԱՐԷ։ ԶԻ ՔՈ Է ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ԶՕՐՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ՓԱՌՔ ՅԱՒԻՏԵԱՆՍ. ԱՄԷՆ։

Отче наш на армянском языке, русскими буквами (транслитерация) haйр мэр,вор hэркинс ес, сурп ехици анун ко, екесце аркаютюн ко, ехицин камк ко ворпес hэркинс ев hэркри, ызхац мэр hанапазорд тур мез айсор, ев тох мэз ызпартис мер, ворпэс ев мэк тохумк мероц партапанац, ев ми танир змез и порцутюн, айл пркеа змез и чарен, зи ко э аркаютюн, ев зорутюн ев парк hавитянс, Амэн.

Затем священник освещает сплетенные нити (арм. - нарот) красную и белую, как символ животворящей крови и воды, истекшей из пронзенной копьем ребра Христа, поёт шаракан (армянское духовное песнопение) и молится:

Человеколюбивый Господь, прими этого подносимого Тебе младенца (младенцами называют всех некрещеных людей; арм. – ереха), очисти разум и мысли его от всякого влияния врага (дьявола). Дай ему смыть ветхость грехов в Святой Купели и удостой его Своего благодатного света обновления, наполни его Своей небесной благодатью и дай ему радость называться благим именем Христианина, удостой его новым рождением в Святой Купели, принятием Духа Твоего Святого стать плотью и членом Твоей Церкви Святой.

Затем священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает дьяволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего». После чего Крестный отец трижды преклоняется перед алтарем8. Затем Крестный отец, беря в руки ребенка, обращается лицом к западу и вместе со священником трижды отрекается от сатаны, произносит «Отречение». Если крестимый – совершеннолетний, то он совершает три раза коленопреклонение, затем вместе со священником произносит «Отречение», во время которого руки его опущены вниз с согнутыми ладонями.

Отречение

Отрекаемся от сатаны и всех коварств его, и обольщений его, и всех мыслей его, и от всех путей его, и от злой воли его, и от злых ангелов его, и от злых служителей его, и от злых приспешников его, и от всей злой силы его, отрицая отрекаемся.

И обращаемся к свету Богопознания.

hражаримк Отречение на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)

hРажаримк и сатанайе ев hаменаин хабеутене нора, и патранац нора, и хорhрдоц нора, и гнациц нора, и чар камац нора, и чар hрештакац нора, и чар паштонеиц нора, и чар камарарац нора, ев hаменаин чар зорутене нора, hражарелов hражаримк.

Ев апа дарнанк и луйс Асвацагитутеан.

Затем, все присутствующие во время совершения таинства крещения поворачиваются на восток, лицом к алтарю и крещаемый произносит Апостольский символ веры - краткое описание основ христианской веры. Если крестят ребенка, то апостольский символ веры произносит крестный отец.

Апостольский символ веры

Веруем: в Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа; Благовещение Гавриила; Рождение Христа, Крещение; Страдание, Распятие и Тридневное Погребение, Воскресение и Божественное Вознесение, и восседание Одесную Отца, и в Его страшное и Славное второе Пришествие, Исповедуем и веруем. Аминь.

Апостольский символ веры на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)

Аракелакан hаватки хостованутюн

hАватамк hАменасурб Еррордутюнн, и hАйр ев hОрди ев Сурб hОги. Заветумн Габриели, зЦнундн Кристоси, зМкртутюнн, зЧарчаранс, зХачелутюнн, зТахумн ерекореа, зhАрутюнн, зАствацапес hАмбарцумн, Знстилн ынд аджме hОр, заhавор ев зпаравореал змюсангам Галустн, хостованимк ев hаватамк. Амэн:

Затем священник читает фрагмент из Евангелия от Матфея гл. 28, стихи 19-20:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

После этого священник благословляет крестом (освящает) воду в купели, которая находится в северной стене Храма. В освященную воду добавляется миро9, которое приготавливается раз в 7 лет в первопрестольном Эчмиадзине, и освящается Католикосом Всех Армян, главными святынями Армянской Церкви.

Затем священник спрашивает у крестного отца: «Чего просит младенец»? Крестный отец отвечает:

  • Веры, надежды, любви и Крещения. Крещения и справедливости, очищения от грехов, освобождения от бесов и служения Богу.

Каhанан харцнум э кнгаhорн: - Ерехайс зинч хндрэ?

Кнкаhайр патасханум э: - hАватк, hуйс, сэр ев мкртутюн. Мкртил ев ардаранал, србил и мехац азатил и дивац, ев цараел Астуцо.

Этот вопрос и ответ повторяются три раза. Если крестимый совершеннолетний, то ответы дает он. После этого священник говорит: «Пусть по вере твоей будет тебе» (Ко хаватки лини кез). Наконец наступает самый главный момент – само Крещение. Священник трижды погружает в освященную воду ребенка, со словами:

«Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца (первое погружение) и Сына (второе погружение) и Святого Духа (трете погружение). Искуплен кровью Иисуса Христа от рабства греху, усыновляется Небесным Отцом быть наследником Христа и Храмом Святого Духа». Аминь

Если крещаемый – совершеннолетний, то омывается лицо, область сердца, руки и ноги. После этого священник произносит молитву благодарения. Так завершается таинство крещения, после которого следует таинство миропомазания.

Таинство миропомазания

За очистительным таинством крещения следует благодатное таинство Миропомазания (арм. дрошм). Ниспосланный Дух Святой ставит печать благодати на новокрещенного христианина, чем исполняется полнота крещения. Получив божественные дары, человек укрепляется духом и полностью вооружается невидимыми доспехами и оружием против любых нападений лукавого. Книга Деяний Апостолов свидетельствует, что апостолы возлагали руки на принимающих крещение, которые таким образом получали дары Святого Духа (Деян. 8:16–18). Однако когда число верующих значительно увеличилось, а христианские общины расширились и распространились по миру, апостолы уже не могли лично возлагать руки на головы всех верующих. И чтобы принимающие крещение не лишались живительных даров Святого Духа, апостолы заменили таинство возложения рук таинством помазания елеем — Миропомазания, а также дали наказ, чтобы помазание совершали иереи (священники). Помазание елеем наилучшим образом символизирует действие на душу благодати Святого Духа, ибо издревле масло было символом исцеления. Это следует из Послания апостола Павла к Коринфянам. Христиане Коринфа были младенцами в вере, знавшими только начатки христианского учения (1 Кор. 3:1). Однако лишь человеческим воплощением Иисуса — пришествием Помазанника — оно исполнилось совершенным смыслом. Одним словом: Миропомазание знаменует сошествие Святого Духа на крещенных. Во время совершения таинства Миропомазания используется святое миро (арм. мюрон). Миро — греческое слово, означающее благоуханное масло. Главным его компонентом является оливковое масло, с которым смешивается также более сорока благовоний, в основном бальзамин. В нашей Церкви право освящения святого миро принадлежит Католикосу. Богословский смысл этого обряда раскрывается в молитве благословения, в частности, в следующих стихах:

И вот, Ты, Тот же Господь Бог наш, призри мольбам рабов Твоих, ниспошли щедрую милость Свою на плод этой маслины, который Ты создал для спасения и пользы рода человеческого, и всели в нас дары Святого и Благодетельного Духа Твоего: во содействие и во исполнение святых таинств Твоих.

Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом, когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом Святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса. Таинство миропомазания называется также запечатлением (арм. кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела.

При помазании святым миро каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать:

На лоб: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».

На глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».

На уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».

На ноздри: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».

На уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».

На руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждение благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».

На сердце: «Печатью сей божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».

На спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе щит укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».

На ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в Жизнь Вечную».

После совершения миропомазания новообращенный христианин надевает новую одежду - младенцы – крестильные рубашки, совершеннолетние – белую верхнюю одежду.

Таким образом, Миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.

Крестная печать, приложенная священнослужителем, незаменима. Она назидает нас ценить все наши части тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв: «Замкни, Господь, уста мои для сплетен, убереги язык от злословия, глаза от недоброго взгляда, уши от злой вести, руки от хищений, ноги от пути разврата. И все мои члены огради от зла, да бдят во исполнение благого пред Тобой». Для новообращенного христианина таинство Миропомазания — это сошествие Святого Духа. На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, а сегодня это таинство свершается благоуханием Мира. Таинство Миропомазания, как и таинство Крещения неповторимо. После таинства Крещения и Миропомазания священник удостаивает нас принять еще одно из семи таинств Церкви — таинство Причастия10. Таким образом, таинством Миропомазания человек запечатлевается божественными печатями новой жизни — в знак принятия Святого Духа. И только миропомазанием человек становится христианином, т.е. помазанником, и, предоставив себя Святому Духу, усыновляется Богом Отцом. После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых всего — лишь благоухание, в то время как: «Сие, — говорит священник, — да будет тебе благоуханием, да приведет тебя из жизни к жизни вечной».

Мир тебе, спасенный Богом, Мир тебе, помазанник Божий.

Напутствия новообращенному христианину и чаду Армянской Апостольской Церкви

Приняв крещение, человек начинает новую жизнь, жизнь с Богом, и это ко многому обязывает. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями11, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая, прежде всего, заключается в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается каждое воскресение в Армянских Храмах во время Божественной Литургии (Сурб Патараг). Таинство Причастия установил Сам Христос на Таиной Вечери со своими учениками. И только посредством причастия Крови и Тела Христовых мы получаем возможность спастись. И где нет Церкви — нет причастия, а значит и спасения.
Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Причащаться надо минимум 7 раз в год. Еще одним важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве. Когда читаешь Библию, Бог говорит с тобою, а когда молишься – ты сам говоришь с Богом. Молитва – это разговор с Богом. Молитвенник, в котором содержаться молитвы Святых Отцов Армянской Церкви можно приобрести в Армянских Церквях. И, конечно же, необходимо читать Библию (арм. – Аствацашунч). «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Человек, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах, т.е. не грешить. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям», «гадалкам» и т.д. Таким образом, он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения. Приняв Крещение, многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и этого достаточно, чтобы считать себя христианином. Это глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Для каждого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни.


Блюдите себя во всякой чистоте «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.:7:12). «Итак, братья, умоляю вас любовью Божьей, - говорит Св. Татеваци, - не умирайте во грехах с нераскаянною совестью, и не оставляйте мир не искупив грехов, ибо «страшно впасть в руки Бога Живого!». Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, так и он должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле.

Праведник всегда в руке Божьей и верой спасен будет.

Примечания

1 - Адам (Быт.1:26-30) — имя первого человека, родоначальника всего человечества. 2 - Ева (Быт.III,20) - имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова Хавва, значащего жизнь, так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле. Ева создана Богом из кости Адама во время его сна (Быт.II,21,22), а затем, прельщенная дьяволом, принявшим на себя вид змия, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама (II Кор. XI, 3, I Тим. II,14). 3 - Дьявол (греч. diabolos — клеветник) – падший ангел, восставший против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру. 4 - Гордость – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость - к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя. Гордость превращает человека во врага Богу, поскольку Бог есть Сама Любовь и Само Смирение, и всякий человек есть Образ Божий... 5 - Грех (греч. amartia - ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, болезнь души. Грех – это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. 6 - Апостолы (от греч. — посланники, вестники) - ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для того, чтобы благовествовать о Царствии Божьем и устроения Церкви. Надо отметить, что двое из апостолов Христа - Святые Фаддей и Варфоломей стали основателями Армянской Церкви, откуда и название Армянская Апостольская Святая Церковь. 7 - Благодать – это Божественная энергия, сила или действие, в котором Бог являет Себя человеку, преодолевающему с его помощью грех и достигающему соединения с Богом. 8 - Алтарь (лат. «возвышенное место») - восточная, главная часть храма, в которой находятся престол. 9 - Миро (греч. - благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. 10 – Причащение (арм. – hагордутюн), (греч. - евхаристия) - есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. 11 - Страсть — противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога.