«Гневаясь, не согрешайте» /Ефес.4:26/

  • 3,3K Просмотров
  • Последнее сообщение 02 июня 2009
Арсен Крестоносец написал 02 июня 2009

Св. Григор Татеваци о гневе.

Гнев, по определению Св. Татеваци, есть «ярость души, которой некоторые восстают против других. Ибо, как зависть вредит своей душе, так и гнев изгоняет друга».

Далее, гнев это кипение крови вокруг сердца, ибо сердце, будучи царем, когда услышит гневное слово, собирает к себе кровь, как полководец свое войско. И после изливает черную и горькую желчь, из-за чего лицо человека синеет, разум глупеет и поэтому слово бывает непорядочным; кипит кровь, поэтому трясутся и все члены тела. Надо отметить, что гнев имеет так же свою степень развития.

Сначала в сердце рождается зависть, от которой коварство и ненависть. От ненависти же гнев и после уже действия, то есть хула языком, избиения руками, в конечном итоге все это приводит к убийству, ибо «гнев есть начало и мать убийства» почему и Господь сказал: «вы слышали, что сказано древними: не убивай. А я говорю не гневайтесь напрасно» (ср. с Матф.5:21-22).

Помимо этого из-за гнева в человеке исчезает образ Божий и от него уходит Дух Святой, а когда Он выйдет, то приходит нечестивый дух, то есть сатана и вселяется в этого человека. И тогда человек становится похожим на одержимого, что видно по его лицу, которое синеет, глаза бегают, губы дрожат и испускают пену, слова говорит беспорядочные и с шумом.

Арсен Крестоносец написал 02 июня 2009

Далее, Св. Татеваци считает, что есть два вида гнева: добрый и злой. Добрый исходит из любви и милосердия, а злой гнев из ненавистной воли. Добрый гнев, когда умоляют, угашается, а злой еще сильнее ожесточается.

Злой гнев ведет к убийству, а добрый к жизни, не только духовной, но и телесной, ибо, когда гневаются на преступника закона, то гнев Божий отворачивают от него. Поэтому Бог и утвердил духовную власть и мирскую, чтобы отворачивать от преступников гнев Божий. Добр гнев, который в нас, чтобы гневаться против злых помыслов, сатаны, против злых людей, которые хотят бросить нас в западню, как, например, отречение или свершение какого-либо греха.

А вот злой гнев воюет против ближнего и против заповедей Божиих. Поэтому Св. Павел и говорит: «гневаясь, не согрешайте». Говоря – гневаясь, разрешает добрый гнев. А, когда говорит – не согрешайте, воспрещает злой гнев. Итак, «солнце да не взойдет во гневе вашем» (Ефес.4:26), то есть христиане должны быстро мириться, пока не наступит ночь, в противном случае сатана научит злопамятству и утвердит во зле.

Close