Св. Григор Татеваци о лени

  • 3K Просмотров
  • Последнее сообщение 02 июня 2009
Арсен Крестоносец написал 02 июня 2009

праздность есть матерь всех грехов». «душа человека ржавеет грехами, поскольку остается без труда» /Св. Татеваци/.

Изначально, когда Бог создал человека, не оставил его праздным, а поселил его в Раю, чтобы тот возделывал и хранил его. А когда был изгнан из Рая, то Бог здесь тоже не оставил его праздным и сказал Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). А о хлебе скажем, что он, по словам Св. Татеваци, бывает духовным и телесным. О телесном хлебе мы не станем говорить, ибо и так ясно, что это. А вот духовный хлеб - это Слова Божии: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.4:4), а питие для души есть мудрость и познание Божие. И когда сотворим наставления Божии, тогда и насытится душа. И все это приобретается посредством трудов и подвигов. Итак, надо трудиться, а не пребывать в праздности, ибо «праздность есть матерь всем грехам, и праздный человек есть плодородная земля для сатаны, который все злые помыслы сеет в нее и получает плоды».

Сортировка: Стандарт | Новые | Голоса
Арсен Крестоносец написал 02 июня 2009

Лень для Св. Татеваци – это вялое состояние души, при котором не начинают доброе дело, а если и начинают, то не доводят до конца. И она является «кормилицей всех грехов, матерью празднословия». Итак, чтобы не трудиться, ленивый приводит разные причины: «лев на улице! Посреди площади убьют меня» (Пр.22:13). Если по каким-либо делам ленивца послать в дорогу, то он приводит эти причины.

А в духовном смысле, если посылаем человека дорогой добродетелей в Царствие, то он тоже приводит эти причины. Лев – это сатана, который воюет с ним в помыслах, а что могут убить посреди площади – это естественные страсти и нужды плоти, поэтому и не хочет идти дорогой добродетелей. Но все эти причины доказательства тому, что он любит лень. «Посмотри на первых, - обращается к ленивцу Св. Татеваци, - которые мужеством попрали страсти плотские и избежали уловок сатаны.
А для тебя наслаждения плоти служат причиной твоего падения. Поэтому и уловляет тебя сатана, ибо видит, что ты слаб и немощен».

«Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей» (Пр.26:14). Как дверь, двигаясь на крючьях, не может сдвинуться с места, так и ленивец волочится на постели и не может встать, чтоб начать свою работу. А ленивец в духовном любит наслаждения плоти. Его осуждает совесть и мучает, но он не может поменять злые помыслы на добрые. «Ленивец в глазах своих мудрее семерых» (Пр.26:16). Если спросить ленивца: «почему не трудишься?», то он скажет: «я умнее всех людей, они для меня трудятся». Здесь Св. Татеваци приводит народную поговорку: «невезучий трудится, а везучий кушает». Ленивец сам не учится и других не обучает, и не творит добрых дел.

Арсен Крестоносец написал 02 июня 2009

«Я все знаю и не надо мне учиться, - будет оправдываться он, - я тайно творю добрые дела, чтобы меня не прославили люди. Для человека нужна вера, для чего же дела? Вон, скот всегда жует траву, деревья дают милостыню, но ни один из них же не идет в Царствие». «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым». (Пр.6:6). Как муравей летом пребывает в трудах, чтобы зимой наслаждаться, так и мы должны всегда трудиться.

Ибо если летом будем праздно бродить, то зимой будем ходить от двери к двери. «Итак, если летом не будешь трудиться, то зимой как сможешь насладиться?». Так и жизнь наша есть лето, то есть время трудов, а после смерти зима, когда невозможно сеять, собирать и работать. «А там не приобрести, ибо уже не телесная жизнь; не продать, ибо ничего не имеет; не может украсть, ибо сокровища праведников на небесах… не может просить, ибо закрыты двери милосердия».

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Пр.6:9-11).

Несмотря на то, что здесь говорится о телесной лени, то же самое можно сказать и о духовной. И Св. Татеваци обращается к ленивцу: «Ты, который ленив в добродетелях, доколе будешь спать во грехах своих? Немного поспишь, то есть скажешь, я молод, еще немного побуду в наслаждениях, но не знаешь, когда придет смерть твоя? Немного подремлешь, говоришь, что ты богат и хочешь еще насобирать богатства, пока сын подрастет, а не знаешь безумец, что «в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лук.12:20). Немного, сложив руки, полежишь, то есть скажешь, что болен и не будешь трудиться, пока выздоровеешь. Так и придет, как прохожий, бедность твоя, то есть бедность добрых дел, которая будет тебе предтечей мучений вечных.

Итак, «умоляю вас любовью Христовою, - обращается к верующим Св. Татеваци, - пока есть день и свет, чтобы трудиться, пока лето и время, чтобы собирать, пока здоров и имеешь силы, чтобы трудиться, пока Царь Небесный восседает на престоле благодати, припадите пред ним и просите милосердия. Ибо когда сядет на престол праведности, то будет судить прямо. Поэтому сегодня и надо каяться во грехах, сегодня исповедоваться, сегодня умолять, плакать глазами, руками трудиться, работать, и раздавать бедным».

Close