Православие Армянской Церкви

Геворкян Артур Рудольфович, кандидат философских наук

Армянская Апостольская Церковь - древняя Православная Церковь

В 1964 году в Оркусе (Дания) был принят меморандум, свидетельствующий со стороны полноты всех Православных Церквей, что Армянская Апостольская Церковь является братской Православной Церковью. Под этим документом стоят подписи представителей всех Православных Церквей. После многолетнего диалога, который вели, Православные Церкви, начиная с окончания Второй мировой войны и до 1964 года, были подведены итоги, и определено, что Армянская Апостольская Церковь - это Православная Церковь другой восточной традиции.

К сожалению, в наши дни приходится встречаться с мнением, распространенным, увы! даже среди богословов, проявляющих в данном случае вопиющую безграмотность, о том, что Армянская Апостольская Церковь - это церковь григорианская, монофизитская и, как следствие, еретическая. Это не только недружественно, но и провокационно по отношению к людям, не могущим вникать в тонкости исторических и политических перипетий, не разбирающихся во всех аспектах богословия. Это порождает в людях осуждение и просто неверное суждение о христианах, ищущих единства в православном мире.

В 1979 году в № 1 и № 2 «Журнала Московской Патриархии» была опубликована статья В. А. Никитина «Под сенью священного Арарата», повествующая об истории Армянской Апостольской Церкви. Воспользуюсь для начала выдержками из этой статьи.

Армянская Апостольская Церковь - одна из самых древних восточных христианских Церквей, которая образовалась как самостоятельная национальная церковь в IV веке после Рождества Христова и сохранила свою духовную самобытность до наших дней. Первые христианские общины в Армении возникли еще в I веке благодаря проповедям святых апостолов Фаддея и Варфоломея. В 301 году при царе Трдате III и святом Григории Просветителе христианство было провозглашено государственной религией Армении. В своем вероисповедании Армянская Апостольская Церковь основывается на Священном Писании и Священном Предании, постановлениях первых трех Вселенских Соборов - Никейского, Константинопольского и Ефесского. Армянская Церковь признает все семь таинств, посредством которых действует благодать Божия, верит в молитвы за умерших и призывание помощи святых. В христологическом вопросе Армянская Апостольская Церковь, не участвовавшая в IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, придерживается вместе с другими древними восточными православными Церквями -Коптской, Сирийской, Малабарской и Эфиопской - формулировки Ефесского, то есть III Вселенского, Собора, выраженной святым Кириллом Александрийским, который в своих богословских трудах «О воплощении Единородного» и других раскрывал учение о Христе.

Дружественные отношения Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Православной Церкви скреплены исторической общностью и братской близостью русского и армянского народов. И Армянская и Русская Православная Церковь - суть дома непрестанно созидаемые в молитве верой, надеждой и любовью последователей Христовых, добрых делателей единого Божественного здания, - здания спасения всех людей. Камень нашей веры - Господь Иисус Христос (ср. 1 Кор. 10, 4) - неущербно лежит в основании обеих наших Церквей. Армянский язык сохранил и донес до наших дней наименования населенных пунктов в районе Арарата, этимология которых напоминает о пребывании в этих местах праотца Ноя. И неслучайно в гербе Армении вместе с Араратом - священной горой - изображены виноградная лоза и пшеничные колосья, которые не только извечно символизируют мир и процветание, но и символизируют Самого Спасителя.

Эчмиадзинский кафедральный собор был основан в 301 году на месте, где, по преданию, сошел с небес и ударил о землю огненным молотом сам Господь Иисус Христос, единородный Сын Божий, явившийся в видении святому Григорию Просветителю, чтобы указать место для строительства храма. Отсюда и название храма - Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «место сошествия Единородного». Сегодня Святой Эчмиадзин, или Сурб Эчмиадзин по-армянски, - это духовный центр Армянской Апостольской Православной Церкви, резиденция се предстоятеля. Здесь же находятся духовные академия и семинария.

Особым почитанием пользуется армянский алфавит. В древности армяне пользовались клинописными знаками, похожими на иероглифы. Затем вошло в употребление зенское письмо, позднее - древнегреческое и сирийское. Впоследствии армяне обрели собственную азбуку, известную под названием Даниловская, состоящую из 22 букв. Еще 14 букв армянского алфавита были чудесно дарованы в 406-м, по другим данным в 392 году святому вардапету Месропу Маштоцу.

Всю свою многовековую историю братский армянский христолюбивый народ проливал кровь за идеалы святого Православия. Вплоть до вхождения в состав России армянский народ жил под постоянной угрозой насильственной ассимиляции и физического уничтожения со стороны агрессоров соседних стран. На протяжении столетий Армения оставалась ареной походов и битв, подвергаясь жестоким нашествиям гуннов и монголов, опустошительным вторжениям арабов, персов и турок. Об этом писал народный поэт Армении Аветик Исаакян:

В уединеньи келлий темных В глухих стенах монастырей Историки, от скорби сгорбясь, Перед лампадою своей, Без сна, ночами, запивая Заплесневевший хлеб водой, Записывали ход событий На свиток желтый и сухой. Нашествие орды кровавой, Несчастья гибельной войны, Врагов жестокую расправу, Крушение родной страны, Оплакивали Айастана Жестокосердную судьбу И уповали неустанно, Что Бог услышит их мольбу.

И Господь услышал мольбу армянского народа. В 1827 г. большая часть Восточной Армении вошла в состав России. Этот процесс окончательно завершился в 1877 году с присоединением к России Карсской области. Армянский народ и Армянская Апостольская Церковь обрели долгожданный и спасительный мир. Западная Армения осталась в составе Турции.

Следует отметить несколько важных моментов. Армян упрекают, что армянская церковная делегация не явилась на Халкидонский Собор. Но дело тут не в религиозных разногласиях с греческой Церковью. В то время восставшая Армения, находившаяся под иноверным гнетом зороастрийского Ирана, вела неравные бои с многократно превосходящими персидскими войсками, и именно в силу данного обстоятельства Армянская Церковь не смогла прислать своих представителей на Собор Что же касается тех трагических разногласий, которые появились между армянской и греческой Церквями, то они относятся уже не к периоду Халкидонского Собора, а ко II Двинскому Собору 554 года и имеют в своем основании исключительно политическую подоплеку, на которой сейчас нет смысла останавливаться.

Но вот что интересно, если послушать греческую и армянскую церковную музыку, то поражаешься, насколько они похожи. Воистину это единый византийский стиль. Что еще может больше сказать о духовном родстве, как не церковное песнопение, что еще может так выразить нашу общность - историческую, духовную, религиозную в том числе?! Это свидетельствует о том, что в духовном отношении мы едины, мы составляем единую, великую семью византийских народов. Мы часть той самой византийской культуры, которая в потенциале обладает гигантскими возможностями не только духовного, но, что актуально для нашего времени, и материального созидания.

И далеко не случайно, может быть и с мистической точки зрения, что большевистский геноцид, наряду с русским народом, затронул и два других народа - носителей византийской традиции - греков и армян. Что касается трагедии Арцаха (Карабаха), то она началась со сговора пантюркизма с большевизмом, когда по так называемому Карскому мирному договору 1921 г. 62 000 км2 Восточной Армении, изначально входившей в состав России, а потом составлявшие основу независимой Республики Армения, в одночасье, по мановению московских большевиков, превратились в 29 000 км2, из коих Карская область и Сурмалинский уезд перешли к Турции, а Карабах и Нахичивань - к Азербайджану. Тогда же большевики, решив «армянский вопрос», перешли к решению «греческого вопроса»: отряды Красной армии под предводительством «легендарного» Фрунзе, выполняя свой «интернациональный долг» перед «турецкими трудящимися», уничтожали, совместно с турецкой армией, греческое население Восточной Греции - Понта и Капиодокии, в результате чего было уничтожено более 800 тысяч греков. Для маленького греческого народа это колоссальная цифра. Как видите, эта антиармянская и антигреческая политика уходит вглубь воинствующей антивизантийской политики большевизма. Придя к власти, большевики решили расправиться с тем, что составляло суть прежней России, наследницы Византии.

В 60-х годах XIX столетия писатель и публицист К. Н. Леонтьев сказал пророческие слова, смысл которых до нас доходит только сегодня: «Россия сильна не своими этнически-славянскими и даже не национально-русскими началами, а привнесенными византийскими. И достаточно отказаться от них - она просто рухнет». Я понимаю, что в конце 1880-х годов это могло казаться неверием в русский народ и даже интерпретировано антирусским образом. Но история XX века, катастрофы, постигшие русский народ на протяжении всего лишь одного столетия, доказали правоту этого гениального мыслителя в том, что именно византизм является основой основ России.

Сегодня мы обеспокоены судьбой России не случайно, потому что, если погибнет Россия - погибнет и весь византийский мир. То есть тот мир, который далеко не исчерпал свои потенциальные возможности, который в состоянии демонстрировать миру свою культуру, где при всем многообразии культурно-исторических типов нет никакого тотального давления одного из них над другим, ибо только через византизм человечество приобретет, наконец, тот Божественный вид, который ему изначально был дарован Господом.

К сожалению, на пути нашего византийского единения, нашего православного единения стоит группа псевдофундаменталистов, вбивающих клин между православными и восточноправославными Церквями. Можно и необходимо с уважением относиться к православному фундаментализму, но псевдофундаменталисты, на словах выступая против экуменизма, на самом деле приводят к разобщению православный мир, что способствует процессу экуменизации, в том смысле, что эти люди сознательно или несознательно способствуют окатоличиванию православного мира. Особое сожаление вызывает безграмотность и не­желание понимать суть происходящих процессов некоторыми пастырями и клириками Русской Православной Церкви, людьми уважаемыми и православном мире, но, по-видимому, мало осведомленными в вопросах богословия восточного Православия. Их упорное стремление называть Армянскую Апостольскую Церковь еретической и монофизитской выглядит просто провокационно. Необходимо стремиться к налаживанию диалога, способствующего единению православного мира, а не препятствовать своими высказываниями желанию услышать друг друга. Не видеть разницы между признанием во Христе одной воли - человеческой или Божественной - как признают монофизиты, и исповеданием во Христе двух равноправных воль, гармонично слитых воедино, как веруют чада Армянской Апостольской Церкви и других восточноправославных Церквей, можно только при нежелании видеть эту разницу.

Вопрос взаимоотношений православных и восточноправославных Церквей должен быть выведен за пределы экуменизма и рассматриваться как внутриправославный диалог.

Православная Церковь и культура, Материалы секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, 2005.