КРУПИЦЫ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ КАК ЛЕГЧЕ ПОБЕДИТЬ ГРЕХ Собрано из творений Святых Отцов и подвижников благочестия ВЫПИСКА ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ О ПОМЫСЛАХ

Остерегайся своих мыслей, ибо мысли слышны на небе (блаж. Августин).

Мы должны непрестанно хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений (преп. Серафим Саровский).

Нужно следить за своими мыслями, когда мы бываем одни. Какие именно мысли тогда овладевают нами? Что особенно мучит совесть? (о.Алексей Мечев).

Злые и худые помыслы суть слова бесов и предтечи страстей (св.Григорий Синаит).

А когда вам случится и памятуется хульное слово, в ту же минуту преклонитесь на молитву и просите Господа, чтобы не повторялись в памяти вашей хульные слова (старец Георгий Затворник).

Держать ум и сердце обращенными к Богу и устремленными есть уже молитва, в каком бы положении кто ни был (свт. Феофан Затворник).

Не то навлекает на нас осуждение, что помыслы входят в нас, но то, когда мы даем им худое направление (свт. Варсануфий Великий).

Враг всячески старается вкладывать в мысли наши противные судьбам Божиим и через то приводит в уныние, в смущение, в грусть и тоску, чтобы ум отлучить от Бога и молитвы. Должно просить у Него помощи (архим. Феофам Новоезерский).

Все благоугождение и служение Богу в помышлениях состоит.

Иное – вещь, иное – мысль о вещи, иное – страсть к вещи. Вещь: например, муж, жена, золото и пр. Мысль: простое воспоминание наименованных теперь предметов. Страсть: или безрассудная любовь, или безумная ненависть к тем предметам. Итак, должно сражаться со страстью.

Размышление о Боге – жизнь и свет души.

Вражия сила в самом внутреннем человеке, в его уме и в сердце, тайно действует, рождая мысли противные божественным, но люди не знают, что это делается вражиим наваждением, и думают, что это происходит естественным образом; потому, что не сознают действующего в них греха; благочестивые же люди, души которых просвещены от Христа, знают откуда и отчего все сие происходит, и тотчас покаянием и молитвою то изгоняют.

Худые мысли надо отгонять молитвой: «Господи, помилуй мя, яко немощен есть».

Сатана действует на человека или внутренно, т.е. в мыслях человека, или наружно, т.е. через людей грешных, или через видимые соблазнительные предметы. Следовательно, человек должен бороться с врагами видимыми и невидимыми; и потому надо всегда всматриваться в действия, происходящие в сердце; когда мысли приходят противные Богу, то в ту же минуту противостоять им мыслями приятными Богу и тем побеждать себя и сатану.

Греховные мысли не должно ставить в грех, но считать их за искушение; в противном случае диавол будет тем утешаться. Надо знать, что кто противится греховным мыслям, тот заслуживает у Бога великую благодать.

Подвига как умственного, так и телесного, превышающего силы твои, отрицайся. Господь любит смирение, а безумной ревности сверхсильным подвигам, каким бы то ни было, ни приемлет, ибо в них – гордость.(свт. Игнатий Брянчанинов).

Мыслию душа назидается, мыслию и развращается (старец Георгий Затворник).

Память и размышление: о смерти, о суде, об аде, о Царствии Небесном – есть истинная мудрость.

Как –то сказала я батюшке, что во время пения и чтения в храме меня смущают помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Он мне на это ответил: «Пред тем, как выйти читать, скажи про себя: «Господи , молитвами отца моего духовного (имя его) помоги мне»(о. Алексей Мечев).

Как нельзя не допустить ветра до открытой груди, так нельзя остановить и прилива помыслов; потому что человеческая душа по самой природе (вследствии грехопадения прародителей) открыта для действий зла (авва Пимен).

Авва в ответ брату, жаловавшемуся на свою душевную брань с помыслами, сказал между прочим следующее: «Не удивляйся случившемуся с тобой. Ты видишь меня, как я стар – семьдесят лет живу в келье этой, в заботах о спасении моем. В такой страрости поныне претерпеваю искущения и напасти (от помыслов)».