Популярные вопросы и ответы о Церкви и вере

Многие считают, что вера должна быть в душе, а ходить в Церковь не обязательно. Так ли это?

Сам Иисус Христос говорил о том, что Он пришел основать на земле Церковь, а не установить некий множественный союз Бога с отдельными, никак не связанными между собой людьми. И что пришел дать заповедь о любви не только к Богу, но и к ближнему. И лишь так может осуществиться полнота жизни человека.

Христианин делает добро не как античный герой и не как образец коммунистической атеистической морали и нравственности. Он стремится дать действовать через себя Богу. Христос говорил: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). В этих словах заключается самая сердцевина духовной жизни христианина.

По словам апостола Павла, сила... совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Не в немощи уклонения и ложно-смиренного признания себя греховным, мол, грешен, не могу того-то сделать, а в той немощи, как у ребенка, который, когда учится писать, вручает руку свою матери, и она водит его рукой, и тогда слова получаются отчетливыми, внятными и красивыми. А если ребенок начнет сопротивляться и делать по-своему, то получаются одни каляки-маляки. Так и в нашей духовной жизни. Когда мы проявляем такую немощь ребенка или немощь паруса, который надувается ветром, вот тогда у нас что-то и выходит. Но это возможно только в Церкви. Почему? Потому что прихожане — это не сообщество людей, но организм, а священник — не жрец, не парторг, не психотерапевт, но человек, имеющий особую благодать от Бога совершать таинства и оказывать людям духовную помощь. Однако не в силу своих каких-то чрезвычайных дарований, а потому, что благодать священства ради пользы других дана от Бога.

Собственно, вся история подтверждает слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Одно дело умозрительно рассуждать о самых высоких материях, а другое — попытаться прожить напряженной духовной жизнью хотя бы сорок дней Великого поста. Пусть говорящие о «вере в душе» попробуют провести его по церковным предписаниям, и они увидят, как нечто изменится в их собственных, рассуждениях, потому что для подлинной духовной жизни и духовная чистота. Это то, что ныне забывается многими…

Некоторые люди тяготеют к живому, личному общению с Богом, и чаще всего считают, что Церковь, как социальный, общественный институт, высушивает веру и потому лучше обходиться и без церковных таинств, и без соборной молитвы.

Весь вопрос в том, насколько ответственно мы относимся к первоисточникам христианской веры. Конечно, если в наших вероучительных построениях главный критерий - «я сам», «мой собственный ум» и «мое собственное желание», то есть желание жить, как хочется, а сердце расположено к разного рода страстям, то тогда, конечно же, можно и Церковь отодвинуть на второй план. Но если мы договоримся о том, что Евангелие есть действительное свидетельство учения Христа, то тогда нельзя затушевать ту кардинальную истину, что Он пришел на землю не для того, чтобы дать этическую доктрину, возвышенный сборник нравственных норм, которым бы следовали Его ученики, не для того, чтобы объяснить тайны мира и создать самую величественную из всех философий, существовавших когда-либо. Он пришел, чтобы основать Церковь - таинственный духовный организм, в котором бы мы все с Ним, как главой, были соединены. И этот путь указывается Спасителем через таинства. Кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 9), а сознательно отвергнувший крест осудится. Кто будет участвовать в евхаристии, приобщаться Крови и Плоти, предлагаемых нам на трапезе Господней, тот станет наследником Царствия Небесного; а кто скажет: «Мне это не нужно», останется вне пира славы. И это слова Самого Христа, а не позднейшие измышления иерархов, желающих иметь максимально широкую и послушную паству. И с самого начала бытие Церкви строилось как общинная жизнь вокруг таинства евхаристии, как единство многих в приятии евангельского благовестия, а не как бытие бесчисленного множества самозамкнутых особ, размышляющих о том, как бы «поудобнее» жить в этом мире и не лишаться благ вечного обетования.

Что делать человеку, которого не крестили в детстве: сначала креститься в надежде, что потом придет и вера, или сначала надо потянуться к Богу, а уже затем креститься? Вера, глубокая вера — это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться на протяжении всей своей жизни. То есть стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела...

Вера, помимо всего прочего, — это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься. Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Сегодня часто люди крестятся, ставя перед собой какую-то конкретную цель. Например, поступить в университет, выздороветь, обрести семейное благополучие. Что дает крещение человеку на самом деле, и можно ли быть некрещеным, но просто хорошим человеком?

Да, можно. Необходимость крещения не означает, что все некрещеные - плохие люди. И наоборот, упаси нас Бог от таких рассуждений. Нельзя впадать в абсурд из-за того, что мы верим: без крещения нет спасения. Крещение — это прежде всего вхождение в Церковь, это дверь, вводящая в ее ограду.

Крещение - рождение свыше, т.к. через крещение человек освобождается от грехов, возрождается Святым Духом. Ованнес Ерзнакаци (XIII в.) пишет: «Второй раз рождаются духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения - Бог, мать - Церковь, чрево - Купель, где младенец рождается водой и Духом. Ибо, как вода очищает от грязи, так и Дух Святой очищает, омывает дух человеческий и превращает человека в храм Божий». Через крещение умирает человек прежний и рождается новый, спасенный.

Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: «Сейчас я дам вены мои зашить, а потом все равно с балкона брошусь». Что делать, если во время богослужений не разбираешь слова песнопений, молитв? Во-первых, регулярно ходить в церковь. Чем чаще будем бывать на службах, тем проще будет понимать то, что на них поется и читается. Конечно, те, кто приходит только на Рождество и на Пасху, действительно, ничего понять не могут. В Армянской Церкви Божественная Литургия (Сурб Патараг) ведется на древнеармянском языке (грабаре). Он отличается от современного армянского языка, но все же понять его можно.

Во-вторых, — но это уже совет для более воцерковленного человека - заранее ознакомиться с текстами богослужений, которые в то или иное время будут совершаться, и особенно в дни Великого поста или великих праздников. Кроме того, сейчас у каждого есть возможность на службе — и это никак не противоречит церковному Уставу — держать перед глазами тексты литургии армянской Церкви. Текст Божественной Литургии можно купить в армянской Церкви, либо просто взять её на время службы и вернуть, по окончании, дабы не упустить неуслышанным ни одного слова молитвы.

В-третьих, — и это общий совет для всех, — когда во время богослужения внимание рассеивается и потом и вовсе уходит вне зависимости от понятности слышимого, а по каким-то нашим внутренним причинам, надо читать про себя Иисусову молитву: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня грешного». Казалось бы, парадоксально, но именно через нее, сквозь нее, благодаря ей богослужение будет восприниматься более отчетливо, внятно, менее рассеяно.

Правомерно ли вполне устойчивое мнение, что в Католических храмах легче молиться — все приспособлено для того, чтобы ты не ощущал свою физическую немощь, в отличие от армянских храмов, многочасовое стояние в которых не всем бывает по силам и отвлекает собственно от молитвы.

Короткая служба — это, конечно, сильный аргумент для человека, который хочет считать себя христианином. Тут вопрос в том, чего мы ищем в Церкви. Услаждающего слух музыкального аккомпанемента для наших благопристойных умозаключений в тихом благолепном месте, которое хорошо проветривается и где пахнет ладаном, или молитвенного труда, духовного усилия ради личной встречи с Христом? И в таком случае стоит ли смущаться двумя-тремя часами, проведенными в Храме на воскресном или праздничном богослужении?

Сегодня некоторые армяне, приходя в армянский Храм, считают, что здесь обретут рай, а священник должен быть непогрешим — чуть ли не как Сам Господь Бог. И прихожане должны быть безгрешными, как-будто они пришли к людям, а не к Богу… Но когда встречают непонимание или какие-то раздоры, то впадают в уныние и порой уходят из Церкви, либо идут в другую Церковь, например в РПЦ. Такая реакция оправдана?

Такому человеку можно посоветовать только одно — опомниться и сказать себе: «Ну вот, слава Богу, Господь дал мне понять, что на самом деле я шел в Церковь не за тем, за чем нужно». И то, что иной раз через те или иные скорби церковной жизни, через разногласия с батюшкой или с какими-то членами прихода нам Господь дает это почувствовать, - это благо. К пользе нашей же души. Мы начинаем понимать, что в Церковь шли не ко Христу, а к понимающему священнику, к приятному человеческому общению, к хорошему запаху ладана, к благоговейному пению хора, к ощущению особенной теплоты, которая, как раковина, защищает от всего недоброго, что окружает нас в мире... То есть шли почти что как в клуб или удовлетворяющее нас сообщество людей и искали в Церкви душевный комфорт, а не спасения души. И когда нам напоминается о том, что спасает Христос, а не кадило и не ласково говорящий батюшка, надо за это Бога поблагодарить. И, осознав это, идти в Церковь к Нему, а не к людям.

Церковь — это не только сообщество святых, но и толпа кающихся грешников. А если бы все начали оценивать, насколько приятно стоять рядом друг с другом в одном приходе, то стали бы разбегаться, и пришлось бы строить миллионы храмов по всему миру. И по большей части индивидуальные кабинки, где бы каждый и пребывал… со своим психоаналитиком.

Но, действительно, в Церкви вы встретите и людей, живущих благочестиво, и ту теплоту души, которой нигде больше не найдете, и встретите именно тогда, когда не будете стремиться это получить для единого на потребу, как говорится в Евангелии, и все остальное приложится вам. Ситуации, когда человеку что-то не понравилась в своей Церкви, и он либо вообще перестает в нее ходить, либо становится прихожанином другой Церкви, считая, что в другой лучше, встречаются не только в Армянской Церкви, а во всех Церквях мира.

Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем эту проблему на примере родной матери. Когда молодой человек женится или молодая девушка выходит замуж, то их родители становятся тестем и тещей, свекром и свекровью, которых они называют папами и мамами. Люди могут называть тещу или свекровь мамой, но все равно, какая бы она прекрасная, любящая, порядочная, обаятельная и добрая не была, она никогда и не при каких обстоятельствах не заменит родную мать! Конечно, это не значит, что теща или свекровь хуже или лучше родной мамы. Мы никого не оцениваем и не судим. Невестка, может с большой любовью и уважением относится к своей свекрови, точно также, как и зять к теще. Но это не значит, что человек должен бросить свою мать и пойти к другой, ссылаясь на какие-то недостатки родной матери. Ведь родная мать, со всеми положительными и отрицательными качествами всегда остается матерью, и никто не может поменять или заменить свою мать (бывают случаи, когда детей усыновляют, но этот случай мы не рассматриваем). Есть вещи, которые человек не выбирает. Например: родителей, пол, национальность, родственников, место рождения, и т.д. Это все дается нам Богом, и мы не вправе, что-то менять в том, что он нам дал, а должны быть Ему благодарны за все. Если человек попытается что-то в изменить из того, что дано ему при рождении Господом, у него все равно ничего не получится, он только извратит суть своей природы. Яркий тому пример - трансвеститы… или пластические операции на лице, или еще что-нибудь в этом роде. Любое извращение естественной природы приводит к страшным последствиям. Как уже было сказано выше, при крещении человек рождается второй раз духовным и божественным рождением от родителей духовных. Отец этого рождения - Бог, мать - Церковь! Следовательно армяне, крещенные в Армянской Церкви, должны осознать, что они прирожденные чада Армянской Апостольской Церкви и войти в ее лоно.

Несомненно, у каждого человека есть право выбора и он вправе сам выбрать свое вероисповедание. Но если человек решил стать христианином или этот выбор сделали за него родители, то желательно, чтобы он остался верным прихожанином своей армянской матери-Церкви - древнейшей Церкви в мире, основанной апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

Что лучше для работающего человека: реже приходить в храм и стоять всю службу или почаще забегать, но ненадолго?

Лучше, конечно, в храме бывать как можно чаще. Это духовно полезно каждому из нас. Но лучше присутствовать не на какой-то части богослужения, не просто зайти свечку поставить, о чем-то своем помолиться, но помолиться со всей Церковью во время всей службы. Ничто не заменит этого опыта совместной молитвы, в особенности на литургии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа Спасителя. И лишать себя этого никак нельзя.

Если видишь, что священник ведет греховную жизнь?

Прежде всего, не смущаться и не слишком быстро этому доверять, особенно если он это не сам видит, а либо слышит об этом, либо читает в газетах, на что и вовсе не надо было бы ориентироваться. Наша светская пресса хорошего о духовенстве не напишет. Так было и до 1917 года — тех самых иерархов, священников, которые потом, после Октябрьской революции, во множестве прошли Голгофу, даже будущих священномучеников, упрекали в себялюбии, в стремлении обманывать народ, иметь как можно больше денег, обвиняли в том, что они не по убеждению, а только по материальным или корыстным соображениям стали церковнослужителями. Не следует доверять слухам, потому что путь каждого человека ко спасению сопряжен с разного рода упреками и непониманием людей, а тем более путь священника — человека, поставленного на место публичного служения, рядом с которым десятки, сотни, а иной раз тысячи людей. Однако если мы видим нечто несомненно предосудительное, несомненно греховное в жизни и деятельности какого-то священника, то тут есть два возможных пути. Один — просто отойти в сторону и даже перейти в другой храм. Пусть вокруг человека, живущего без страха Божиего, образуется духовная пустота, вакуум, который постепенно, как пробку из бочки, вытолкнет его из церковной жизни. А второй путь — в случае вопиющей ереси, кощунственного неблагоговения или смертного греха, который происходит на твоих глазах, — это путь обращения к священноначалию, чтобы соблазн не творился в ограде церковной.

Многие искушаются еще и тем, что нынешние священники, после службы сбросив рясу, как театральный костюм, благоухая дорогими духами, садятся в фирменные машины, тогда как Христос ничего не имел и ходил пешком. Правомерно ли такого рода поведение?

Относительно дорогих духов, ничего не скажу — не знаю, а фирменных машин у священников видел не много. Но, мне кажется, если у преклонных лет батюшки, достигшего вместе со своим приходом такого материального благосостояния, что у него появляется возможность перед литургией не трястись в переполненном автобусе или метро, а доехать до храма на автомобиле, то что же тут плохого? И сам факт наличия машины свидетельствует о том, что не только священник думает о своих прихожанах, но и они о нем. Совершая требы по домам, он может добраться к большему количеству людей, сохранив при этом больше сил для общения с ними, нежели если бы он приезжал на общественном транспорте. И всему этому можно лишь порадоваться. Что же касается вопроса, ходить ли всему духовенству по городу в рясах, то посоветую задавшему его купить плащ такой длины, чтобы полы достигали тротуара, поносить его хотя бы пару недель весной или осенью и посмотреть, что будет.

Почему современный человек должен расплачиваться за грех Адама и Евы?

Расплачиваться не должен. За нас уже расплатился Господь наш Иисус Христос. И в этом смысле удовлетворение правде Божией жертвой Его Сына принесено. Вместе с тем мы действительно связаны друг с другом так, что вина одного человека отзывается в жизни всего мира. Апостол Павел уподоблял Церковь человеческому организму. Когда болит палец или сердце, это отзывается во всем теле. Когда страдает хотя бы одна пораженная раком клетка, страдает весь человек. И все мы связаны в единый человеческий род. Господь так устроил, что нельзя махнуть на всех рукой и сказать: я тут один спасаюсь сам по себе, как улитка в ракушке, а что с другими происходит, мне дела нет. Вот такой свободы не замечать окружающих, живших до нас или живущих сейчас, нам не дано. Наверное, это кому-то не нравится. Но ведь не будь тех самых семи праведников, ради которых Господь терпит всех остальных, не будь молитв святых и их помощи, что было бы с нами? Не совершился ли бы тогда на нас Божий суд по слову, сказанному Ефремом Сириным: «Не называй Бога справедливым, потому что если бы он был таким, ты бы уже давно был в аду». Действительно, к Богу неприложимы сами понятия человеческой справедливости. Мы скорее ощущаем на себе Его милость, а не наказание.

Что такое духовный рост?

Это то же самое, что отмывание окна. Каждый из нас представляет из себя окошко, которое, если как следует мыть и чистить, то через него будет видно больше света. Мы приходим к началу своего духовного становления с разной степенью замусоренности. И по мере возрастания у нас все меньше и меньше остается своего, своей грязи и сквозь нас на тех, кто за нами, подальше, начинает доходить больше света Божиего. Духовный рост — это не самораскрытие собственных лепестков, не саморасцветание пышным цветом, это сдраивание всего того наносного и грязного, что на нас наросло и что мы в себя допустили. В результате тот образ и подобие, которые есть в каждом, будут все яснее и яснее.

Почему говорят, что без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога, ведь Бог везде?

Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно также и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь - наш Отец и Учитель - принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь - это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому святые отцы говорят: «Кому Церковь - не Мать, тому Господь - не Отец».

Человеку во время богослужения становится плoxo - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание, женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается слабой...

Почему ААЦ празднует рождество 6 января, а РПЦ 7 января?

До середины 5-го века все церкви отмечали Рождество и Крещение в один день 6-го января (по старому стилю 19-го января), это утвердил апостол Иаков, который узнал о дате рождения Спасителя от Иосифа Обручника. На Халкидонском Соборе в 451 году было принято решение отмечать рождество 7-го января по старому стилю (25 декабря по новому стилю), но Армянская Церковь осталась верна апостольскому преданию и до сих пор отмечает Рождество 6-го января.

Можно ли крестить ребёнка в РПЦ, если отец и мать ребёнка крещены в ААЦ, а крестный крещён в РПЦ?

Да, можно, но лучше крестить ребенка по вере их родителей, т.е. лучше, чтобы ребенок был крещен так же в Армянской Церкви.

Правда что, учитывая духовную близость РПЦ и ААЦ и по взаимному соглашению Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви, наши народы взаимно могут принимать крещение, причастие и исповедовать другие церковные таинства, отмечать вместе святые праздники?

К сожалению это неправда.

Как нужно держать Великий Пост?

Во время поста мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Для больных, находящихся в пути, детей, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост.

Но основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений и молитве, в милостыни. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Как сказал св. Иоанн Златоуст: Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. ...Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Может ли армянин крестить ребенка в православной церкви или наоборот русский крестить ребенка в армянской церкви?

Да, может. Человек любой национальности может крестить ребенка в армянской церкви. Но обычно ребенка крестят по вере его родителей, т.е. армяне и русские оставались верными своим Церквям, армянин- Армянской Апостольской Церкви, русский – Русской Православной Церкви. Может ли чадо ААЦ ходить на литургию в другие православные церкви, такие как РПЦ?

Да, чадо армянской церкви может присутствовать на литургии в других православных церквях. Но участвовать в Таинствах церкви (покаяние, исповедь, причащение, венчание и т.д.) может только в той церкви, где был крещен, то есть в Армянской Церкви.

Можно ли, не участвовать в Таинстве Покаяния в Церкви, а исповедоваться напрямую Господу, в своей молитве? Разве нельзя исповедоваться непосредственно Господу, стоя перед иконами в своем доме?

Конечно, каяться нужно вначале в своем сердце, искренне сожалеть о своих грехах и плохих поступках. Но для прощения грехов этого не достаточно, обязательно нужно участие священника, потому что только священник, как наместник Господа на земле имеет власть прощать грехи. Поэтому вы приходите в храм, и обращайтесь к священнику, а он вам уже подробно обо всем подробно расскажет, и даст советы.

Должны ли женщины с покрытой головой приходить в Армянскую Церковь?

Да, женщина должна покрывать голову в храме. Об этом четко говорит Апостол Павел в Библии: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». (1 Кор. 11, 3-16)

Можно ли в армянском храме исповедоваться? И возможно ли принять исповедь у не крещенного человека?

На исповедь можно придти в любой день. Желательно что бы человек приходящий на исповедь был крещён в ААЦ. Не крещённый не может в конце исповеди получить причащение, а смысл исповеди - очищение от грехов - принятие таинства причащения. Можно получить совет и наставление, подойдя к священнослужителю.

Признает ли ААЦ действительным венчание с православной девушкой в православном храме?

Да, признает.