Святоотеческое наследие Армянской Апостольской Церкви

Вопросы, заданные Святым Григорием-Просветителем ангелу, и ответы на них

Святой Григорий Просветитель (Григор Лусаворич), оставив после себя на служение своего сына Аристакеса, уходит в горы. В это время он просит Бога прислать к нему кого-нибудь из ангелов, чтобы от него узнать, куда уходят после смерти души праведников и грешников, какой путь они проходят и что с ними происходит на этом пути? О своих встречах с ангелами и беседах с ними святой рассказывал Аристакесу, который изредка навещал его. Господь Бог отвечает на просьбу Св. Григория и посылает к нему ангела, который явившись, сказал: - Господь Бог послал меня к тебе, чтобы я ответил на твои вопросы, спрашивай! - О святой ангел, - стал спрашивать св. Григорий, - когда душа человека покидает тело, может ли понимать и принимать решения? Ангел: - Да, понимает и знает, что касается его самого и все, что происходит, сразу распознает – если он праведен, будет удостоен славы, а если грешен, будет отдан на мучения. А что же такое душа? – продолжает св. Григорий. Ангел: - «Душа праведного похожа на свет и сияет, словно солнце» (2Кор.4-16), как говорит апостол Павел. Это сказано о теле и душе. А душа грешника как мрак, очернена грехами. Св. Григорий: - А как вы забираете душу грешного? Ангел: За душою грешника мы приходим в большом гневе и с огненным мечем. Как только грешник видит нас, от страха теряет дар речи, его глаза закрываются, голова уходит в плечи, отворачивает свое лицо и хочет убежать, но не может, потому что вокруг себя всего видит ангелов. В это время его духовные глаза открыты, и он ясно видит и понимает предстоящие ему дорогу и мучения. Он смотрит на находящихся рядом близких и родных людей и умоляет спасти его, кричит и молит, но его никто не слышит, потому что он не может говорить. Ему кажется, что он говорит в полный голос, но не слышно ни звука, ни одного какого-либо слова. Св. Григорий: - Душу забирает ангел или она сама отделяется от тела? Ангел: - Как я уже говорил, она вся окунута в грехах, похожее на что-то грязное и темное, от которого ужасно пахнет вонью так, что невозможно близко подойти. Св. Григорий: - А как вы забираете душу праведника? Ангел: - Когда мы приходим за душою праведника, словно приглашаем на свадьбу. Когда он нас видит, то душой и всем существом радуется, потому что знает – мы пришли забрать его от болей и мучений суетного мира и привести в безмерную радость и покой рая. Он, радуясь, говорит, что уходит от людей к ангелам, и мы забираем душу праведника с великой почестью устремляемся к небу. На небе, на первой ступени лестницы приступают бесы, но душа праведника сияет словно солнце, и их глаза слепит сияние и они не могут смотреть. Только слышат непрекращающиеся благословения Богу, произносимые праведником. На этом праведнике видна печать Святого Причастия, как драгоценный камень от кольца, что приводит в смятение бесов и не дает им приблизиться. Вторая ступень лестницы погружена в темноту, но сияние души праведника освещает путь его. А для грешника этот путь во мраке остается. На третьей ступени очень холодно, но душа праведного настолько согрета любовью Христа, что не чувствует холода. На четвертой ступени знойно, но душе праведника прохладно. Пятая ступень полна узких троп, но дорога праведника широка. Шестая ступень состоит из сводов полных света сильнее солнца, праведнику восхищение. Седьмая ступень – место ангелов, они радуются душе праведной и никнут от грешных. На восьмой ступени Господства и Могущества, завидя праведного, встречают его славословиями и песнопениями. И, наконец, душа праведника становится пред лицем Небесного Царя, прославляет Его, и Святой Голос говорит: «Добро пожаловать возлюбленный сын, ты перенес страдания в мире, а теперь войди в покой». И ангелы, неся сияющие одеяния, одевают его и уводят к святым. Св. Григорий: - Куда уходит душа грешника? Ангел: - На первой ступени его встречают многочисленные бесы и подвергают соблазнам богатства, зависти, злости и многим другим. Бесы поднимают большой шум и хотят отобрать душу грешника у ангелов. Беззащитная душа мучается, плачет, умоляет, - а помощи нет. Но бесы не могут завладеть душой грешника до суда Господня. Вторая ступень темна, и грешная душа с трудом добирается до холодной ступени и, после, обгоревший на знойной ступени и много пострадавший, пробирается по узким тропам, доходит до сияющей ступени, но ему темно. Поднимается на ступень ангелов, но ангелы сникли и безучастны. На восьмой ступени Господства и Могущества приказывают ангелу, сопровождающему грешника, вернуться и отвести его к грешникам и оставить там до суда Господня. В Судный День душа грешника соединиться с телом и оба будут брошены в неугасимый пламень ада, где будут мучиться вовеки, как сказал Христос: «И они пойдут в муку вечную» (Матф. 25; 46). Св. Григорий: - Кто есть Бог? Ангел: - Бог Един и Свят и нет подобного Ему. Его невозможно видеть, но праведные и святые узрят лицо Его в Судный День. Св. Григорий: - Сколько ступеней на небе и на какой ступени находятся ангелы? Ангел: - На небе десять ступеней и ангелы находятся на последней ступени, которая называется Сиятельным небом. Местом ангелов является девятый ряд и они всегда прославляют Святую Троицу. Св. Григорий: - Что полезнее для души – пост, молитва или милостыня? Ангел: - Молитва и милостыня для усопших, а пост для постящегося. Служение Заупокойной для праведных – есть польза для усопшего, а для грешного ничто не полезно и лишено смысла. Св. Григорий: - Если грешник перед смертью исповедуется, покается и если со слезами попросит Святого Причастия – должно ли давать? Ангел: - да должно, потому что Бог милостив, как сказал Иисус: «Кто причастится Моим Телом и Кровью, тот он во Мне и Я в нем». И нужно перед смертью регулярно причащаться, потому что человек не знает когда умрет. Если не покается и не обратится, непременно осужден будет, как сказал Иисус: «Бодрствуйте, потому что не знаете, когда придет Хозяин». Св. Григорий: - Какой из грехов самый большой, который в день Суда принесет стыд человеку? Ангел: - Тот грех велик, который человек почитает за малый и не покается в нем. Св. Григорий: - Как искупают грех исповедание, обращение, слезы и страдания? Ангел: - Как свеча тает от огня и мрак бежит от света, так и обращение и исповедание искупают грехи. Св. Григорий: - Если человек исповедует свой грех и снова согрешит и снова покается – получит ли прощения? Ангел: - Да, получит, как сказал Иисус: «Если согрешит против тебя 70 раз по 7, и покаются – должны простить». А Господь Бог еще более милостив и прощает всегда, когда согрешив, искренне каются. Св. Григорий: - Если человек перед смертью будет находится в горах или пустыне, вспомнит свои грехи, и покается не в присутствии священника – проститься ему? Ангел: - Каждый человек один раз в неделю должен исповедоваться, или в крайнем случае 5-6 раз в год. А если нет священника, пусть исповедуется кому-нибудь. Господь примет это, потому что, все христиане, которые родились от Святого Крещения, причастились Святым Причастием, исповедуют Святую Троицу и поклоняются Иисусу Христу, - искуплены Святою Кровью Христовой. Св. Григорий: - Что такое пост? Ангел: - Людей пост делает похожими на ангелов, сражающихся против бесов во время нападок сатаны, не дает им быть обманутыми. Св. Григорий: - Что такое молитва? Ангел: - Молитва связывает душу человека с Богом, непрестанно молясь, он не согрешит. Св. Григорий: - Почему в псалме говорится, что смерть грешника зла? Ангел: - Если человек умрет не покаявшись, действительно его смерть зло. Потому что в Судный день он услышит страшные слова: «Отойдите от Меня, проклятые, в вечный огонь. Потому что вы всегда ходили вслед дьявола». Столь милостивый Господь Бог не прощает не покаявшегося человека, Он гневается на него. Св. Григорий: - Можно ли смерть назвать святой? Ангел: - Когда человек умирает покаявшись, это означает, что он не обманулся и не принял лжи мира, он почитал себя умершим для греховных желаний, уповал и надеялся на Царство Христа: потому его кончина добрая. Он ждал, как апостол Павел ждал встречи со Христом, говоря: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Филип. 1:23). А для праведника этот мир похож на тюрьму. Св. Григорий: - Как будет воздано человеку за его дела в Судный день? Ангел: - Праведники будут удостоены такой славы, о которой апостол Павел сказал: «Что того не слышало ухо и не видело глаз и что не приходило на ум человеку». А воображения, мучения ада непостижимы уму». Св. Григорий: - Какое дело полезно? Ангел: - Покаяние, исповедь и обращение от грехов. Кто исполнит все это, для него несомненно уготовано Царство. Св. Григорий: - Какое из дел самое плохое? Ангел: - Самое плохое – если человек умрет без покаяния, таковой без сомнения удостоится вечного ада. Св. Григорий: - Если некто исповедует свои грехи, но умрет не покаявшись, что его ждет? Ангел: - Если он полностью сожалел за свои грехи, молитва Церкви вменится ему в искупление, потому что если бы он остался живым обязательно стал бы каяться. Св. Григорий: - Вышедшие из тела души, чего желают? Ангел: - Душа праведника желает в Судный День восхититься беспредельной славой Царства. А грешная душа думает о том, что его ожидает и, представляя муки ада, всегда плачет. Св. Григорий: - Вспоминают ли ушедшие души оставшихся в живых, или забывают всех? Ангел: - Они обязательно помнят всех, если живые от их имени раздадут милостыню, тогда и души усопших будут молиться за них, чтобы Господь даровал им добрые дни и спас от разных испытаний. В противном случае останутся без такового. Св. Григорий: - Души могут ли видеть, узнавать и любить друг друга? Ангел: - Если бы не видели, были бы слепы. Если бы не узнавали и не любили, были бы как животные. Св. Григорий: - А как в Царствии Небесном любят? Ангел: - Там нет плотской любви, а как у ангелов есть духовная любовь друг к другу. И все украшенные вечной славой с великой радостью прославляют Господа Бога.

На этом вопросы закончились.