Армянская Апостольская Церковь и Грузинская Православная Церковь

  • 14K Просмотров
  • Последнее сообщение 27 ноября 2009
Geo написал 27 ноября 2009

В Ереване прошла акция протеста в связи с обрушением в Тбилиси армянской церкви

Благовест-инфо. В Ереване прошла акция протеста против политики властей Грузии и позиции Грузинской Православной Церкви в отношении армянских церквей на территории этой страны. Поводом к протестам послужило недавнее обрушение средневекового армянского храма Сурб Геворг в грузинской столице.

В акции принимали участие представители молодежной ассоциации Араратской Патриаршей епархии ААЦ, студенты вузов. Акция началась с площади Республики в центре армянской столицы, затем пешим ходом продолжилась к зданию ереванского офиса ООН, у которого мэрия Еревана запретила проводить митинг, и завершилась у посольства Грузии в Армении. Демонстранты несли плакаты с надписями: «Хватит осуществлять белый геноцид армянских памятников», «Нет безразличию!», «Верните наши церкви!», «Грузины, вы тоже христиане».

Пятерых участников акции во главе с духовным руководителем молодежной ассоциации Араратской епархии ААЦ иереем Акопом Хачатряном принял посол Грузии в Армении Григорий Табатадзе. Делегаты передали письмо с протестом против политики официального Тбилиси.

В письме, в частности, сказано, что это не протест против грузинского народа, а лишь «справедливое требование вернуть юридический статус Грузинской епархии ААЦ, перестать огрузинивать армянские церкви, позволить осуществлять охрану, реставрацию и проводить службы в храмах – объектах культуры армянского народа». При этом подчеркивается, что своим безразличием к судьбе святынь соседей-армян Грузинская Православная Церковь фактически позволяет уничтожать их.

Посол пообещал передать послание властям Грузии, сообщив также, что, по его информации, министерству культуры Армении обещано позволить осуществить восстановление обрушившейся 19 ноября армянской церкви Сурб Геворг в Тбилиси.

По словам иерея Акопа Хачатряна, посол с уверенностью заявил, что юридический статус Армянской Церкви в Грузии будет восстановлен, и пригласил всех участников акции – а это порядка одной тысячи человек – посетить Грузию и выпить грузинского вина за «мировую» по данному делу. Делегаты передали послу, что акция проводится в первую очередь для того, чтобы призвать грузинские власти и Грузинскую Церковь отступить от проводимой политики безразличия и перестать оттягивать решение столь важной для Армянской Церкви проблемы.

Новая волна протеста общественности Армении началась после недавнего обрушения церкви Сурб Геворг в Тбилиси. Ранее в 1989 году в Тбилиси также обрушилась Шамхорецецкая церковь Святой Богородицы. Храм Сурб Геворг, в народе называемый Мугнийский, был в числе пяти церквей, о возвращении которых Армянской Апостольской Церкви велись переговоры между Первопрестольным Эчмиадзином, руководством Грузии и Грузинской Православной Церковью. Были также обращения ААЦ в международные организации, однако святыня все не возвращалась армянам. Проблема не решилась даже после многочисленных публикаций на эту тему в международной прессе. Спорными Грузинская патриархия называла армянские святыни: тбилисские – церковь святого Геворга, Норашен, Шамхорецоцскую Святой Богородицы, святого Ншана, святого Минаса и в Ахалцихе – святого Ншана.

Наринэ Киракосян

Сортировка: Стандарт | Новые | Голоса
Арко написал 16 мая 2012

Джавахкская диаспора России требует передать армянские церкви в собственность грузинской епархии ААЦ Джавахкская диаспора России обратилась к армянской общине Тбилиси, общественным и иным армянским объединениям Грузии с призывом не бояться использовать "все возможности мирных, протестных или иных цивилизованных способов борьбы и встать рядом с грузинской епархией Армянской апостольской церкви (ААЦ) в защиту армянских святынь и культурно-исторических памятников".

Джавахкская диаспора (проживающие в России армяне, выходцы из Джавахети. - Прим. "Кавказский узел") также обратилась к грузинской общественности, президенту Михаилу Саакашвили и правительству Грузии, Грузинской православной церкви с призывом уважать духовно-религиозные права негрузинского населения, беречь вековое существование их культурных ценностей на территории современной Грузии.

В заявлении отмечается, что при тушении пожара церкви Сурб Ншан в Тбилиси, который произошел в январе, вода разрушила несущую часть здания.

''Мы тогда гласно заявили, что развитие оседания грунта с соответствующими последствиями гарантировано'', - пишут авторы.

В заявлении говорится, что около двух месяцев назад были начаты укрепительные работы в церкви Сурб Ншан. Прогнившие деревянные подпорки, 'поддерживающие' притвор, были заменены на металлические, но и это не помогло, и сейчас идет демонтаж этих подпорок.

Авторы заявления подчеркивают свое уважительное отношение к возглавляющему епархию ААЦ епископу Вазгену Мирзаханяну. При этом они подвергают критике предпринимаемые им шаги по защите церквей, называя их "конформистскими".

''Давно уже пора идти вперед и воспользоваться инструментами международного права, а именно - обратиться к европейским демократическим институтам и судам и переходить к более действенным шагам'', - отмечается в заявлении.

Представители диаспоры заявили, что выполняя обязанности по защите прав национальных меньшинств, взятые Грузией перед Советом Европы и мировым сообществом, а также согласно "Декларации ООН о правах коренных народов", властям страны необходимо передать церковь Сурб Ншан (1701 г.), а также остальные армянские церкви Тбилиси - Сурб Норашен (1467 г.), Мугнецоц Сурб Геворг (1356 г.), Ереванцоц Сурб Минас (1790 г.), Шамкорецоц Сурб Аствацацин/Кармир Аветаран (1775 г.) и находящуюся в Ахалцихе армянскую церковь Сурб Ншан (1862 г.) в собственность грузинской епархии Армянской апостольской церкви.

О реакции грузинской стороны на это обращение пока не известно.

Отметим, 14 мая часть армянской церкви Сурб Ншан разрушилась.

Блогер sigaretka7, проживающая в Тбилиси, в своем журнале рассказывает об обстоятельствах разрушения церкви. По ее словам, после недавнего землетрясения представители министерства культуры оценили состояние церкви. ''Видимо пришли к выводу, что все в порядке, а потом эти дожди…''.

Она отмечает, что после наводнения в Грузии и разрушения части церкви, 14 мая Сурб Ншан посетили представители Министерства культуры Грузии, представители неправительственных организаций, ААЦ, армянской общины, грузинские и армянские журналисты.

Также глава грузинской епархии ААЦ епископ Вазген Мирзаханян направил письмо президенту Грузии Михаилу Саакашвили с просьбой предпринять меры в вопросах сохранения армянских культурных памятников и возвращению епархии пяти церквей в Тбилиси.

Близ церкви Сурб Ншан находятся жилые дома. ''К счастью никто из людей не пострадал и на этот раз. Однако обрушена стена пристройки соседнего дома, и пока не ясно, какую помощь окажет мэрия этим людям... Как долго будут власти играть жизнями людей, которые живут вот так впритык к стенам "спорных" церквей?'', - спрашивает жительница Тбилиси.

Напомним, ночью 9 января в заброшенном армянском монастыре Сурб Ншан произошел пожар, во время тушения которого полностью обрушилась юго-восточная колонна монастыря. Для выяснения причин пожара и обсуждения мер по восстановлению церкви в Тбилиси выехала комиссия армянских специалистов. Стороны договорились о проведении восстановительных работ, предварительная сумма которых составила 824 тысячи долларов.

Отметим, вопрос статуса армянских церквей и монастырей на границе Армении и Грузии ранее существенно осложнил отношения между двумя странами. По мнению грузинской стороны, ряд заявлений в прессе нельзя назвать иначе, как "антигрузинской пропагандой".

В частности, 16 ноября 2008 года на территории возведенной в XV веке армянской церкви св. Норашен, по данным прихожан, под руководством священника Грузинской православной церкви Тариэла Сикинчелашвили были выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян-меценатов. По заявлению армянской стороны, аналогичные действия со стороны Сикинчелашвили имели место и несколько лет назад, когда он пытался установить под стенами св. Норашен надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века.

Вопрос принадлежности церкви Сурб Ншан и других храмов, которые Армения считает частью своего культурного и исторического наследия, не раз становились поводами для конфликтов.

В знак протеста против посягательств и "планомерного уничтожения в Грузии исторического и культурного наследия армянского народа", в Ереване, в том числе и у посольства Грузии, прошли массовые акции протеста. В ответ на это Христианско-демократическое движение Грузии организовало митинг у армянского посольства в Тбилиси с требованием отдать Грузинской православной церкви около десяти церквей в Лорийской области Армении.

Армянская церковь Благовещения Богородицы "Норашен" расположена в старом районе Тбилиси на улице Леселидзе. В мае 2008 года президент Армянского центра сотрудничества Грузии (АЦСГ) Карен Элчян заявил, что идет "грузинизация" этой церкви. В свою очередь Патриархия Грузии опровергла информацию о религиозной дискриминации армянского населения.

Ситуация, связанная с церковью Сурб Норашен, стала также предметом обсуждения в ходе встреч 9 декабря 2008 года премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с грузинским премьером, а также президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Грузинский президент пообещал взять дело под свой личный контроль. В этот же день Ассамблея тбилисских армян провела у Министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии акцию "Справедливость в пути" с требованием вернуть армянские церкви.

На сегодняшний день в Грузии действуют 32 восстановленные и обновленные армянские церкви. Большинство из них находятся в армянских селах, расположенных в Самцхе-Джавахетии и Квемо-Картли.

Источник: http://russia.kavkaz-uzel.ru/articles/206625/

Арко написал 29 января 2012

Епископ Вазген Мирзаханян: Без русского языка мне было бы очень сложно служить в Грузии Управляющий епархией Армянской Апостольской Церкви в Грузии рассказал о радостях и проблемах, с которыми сталкивается армянская община в Грузии. Корреспондент "Благовест-инфо" встретился в Тбилиси с управляющим епархией Армянской Апостольской Церкви в Грузии епископом Вазгеном Мирзаханяном, рассказавшим нашему агентству о своем служении, о радостях и проблемах, с которыми сталкивается армянская община в Грузии.

- Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, об истории вашей епархии.

Нашу епархию по праву можно называть исторической: ее основание восходит к V веку. Дело в том, что в 451 году решения Халкидонского собора были отвергнуты не только Армянской, но и Грузинской Церковью – и более полутора веков у армян было полное молитвенное общение с соседним христианским народом. Имеются исторические свидетельства, что в то время службы в Тбилиси шли как на грузинском, так и на армянском языке. Но в 607 году Грузинская Церковь приняла решения Халкидонского собора, и появилась потребность создать для армян отдельную церковную область, которая существует до сих пор.

Нынешний кафедральный собор нашей епархии – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, Сурб Геворк – был основан в 631 году. Конечно, за долгие годы своего существования храм неоднократно перестраивался – до наших дней с VII века дошел только фундамент, а нынешний облик собор получил в XIII веке.

Армянская Церковь в Грузии всегда поддерживала тесные контакты с Грузинской Православной Церковью и светскими властями. Великие правители Грузии – Давид Строитель и Тамара – благоволили армянам. Многие грузинские цари, зная трудолюбие армянского народа, специально переселяли их вглубь своей страны, чтобы они строили города и села, сажали виноградники, возделывали поля…

Самые крупные армянские общины в Грузии имелись в Тбилиси, в Кахетии (в частности в городе Сигнахи), в Самцхе-Джавахети.

Армяне построили очень много церквей. Так, в 1914 году на территории Грузии было 450 армянских храмов и 325 священнослужителей. Из них 25 церквей было в одном Тбилиси.

- Как изменилась ситуация за годы советской власти?

В советский период Армянская Апостольская Церковь перенесла такие же гонения, что и другие религиозные общины. Ее храмы не просто закрывались – многие из них были разрушены. Если взять Тбилиси, то здесь было снесено несколько армянских церквей, в том числе кафедральный Ванкский собор. Наша епархия как административная единица продолжала действовать, но к концу войны в ее составе осталось всего два прихода. Оба они находились в Тбилиси – это собор Сурб Геворк и храм Сурб Эчмиадзин на Авлабаре. Интересно, что в 1944 году власти даже разрешили провести в Эчмиадзинской церкви ремонт.

Несколько позже, когда пик гонений на Церковь прошел, на территории Грузии были открыты еще два армянских прихода: сначала в Ахалкалаке, а потом – в Ахалцха.

- А что сегодня? Сколько у вас приходов, сколько верующих?

Сегодня армянское население Грузии превышает 300 тысяч человек. Самая многочисленная община компактно проживает на юге страны, в Джавахетии. Много армян в Тбилиси, а также в Батуми и области Квемо-Картли на границе с Азербайджаном.

У нас нет точной статистики, какой процент этих людей являются практикующими членами Армянской Апостольской Церкви, но могу сказать, что большинство из них ощущают свою связь с Церковью.

Действующих храмов сегодня ровно 40. То есть после падения советской власти было открыто, отремонтировано и освящено 36 церквей.

К сожалению, мы сталкиваемся с такой проблемой, как «грузинизация» некогда армянских храмов: после распада СССР в Грузии более 30 церквей, до советских гонений принадлежавших ААЦ, были переданы грузинским православным общинам, из них 8 – только в Тбилиси. Если вы посмотрите ночью на Старый город, то увидите на склоне Сололакского хребта ярко подсвеченные церкви: сегодня они грузинские, но раньше были армянскими.

В 90-е годы армяне просто не имели сил защитить свои церкви: в стране царил хаос, шла гражданская война, людей грабили, убивали…

- Несколько лет назад СМИ, в том числе российские, много писали о проблемах вокруг церкви Норашен в Старом Тбилиси. Какова ситуация сегодня?

Норашен – армянская церковь, основанная еще в XV веке, – испытала ту же судьбу, что многие другие христианские храмы: в советский период она была закрыта. В 1990-е годы имели место попытки передачи ее грузинской общине, но они не увенчались успехом. В настоящее время храм принадлежит городским властям Тбилиси. По плану в 2012 году должна начаться реставрация церковного здания, и мы надеемся, что в обозримом будущем Норашен будет возвращен ААЦ.

Кроме Норашена мы ставим вопрос о возвращение армянским верующим еще одной церкви в Старом Тбилиси – Сурб Ншан.

- Стоит ли вопрос об открытии и строительстве новых армянских церквей?

Если говорить о возвращении нашей епархии тех храмов, которые сегодня не действуют, то мы на это очень надеемся. Мы обращались по этому вопросу и к президенту Грузии и к Патриарху Грузинской Православной Церкви. Но добиваться возвращения тех церквей, которые уже отошли к ГПЦ, мы не планируем: ни нам, ни грузинской стороне не нужны лишние конфликты.

Что касается новых церквей, например, в так называемых «спальных районах» Тбилиси… наверное, можно было бы построить несколько таких храмов, но в целом я полагаю, что на сегодняшний момент нашей епархии хватило бы того, что уже построено. Надо озаботиться восстановлением старых церквей.

- Сколько человек приходит в среднем в воскресенье на литургию в тбилисские приходы ААЦ?

В среднем в каждую из двух церквей на воскресное богослужение приходит по 150-200 человек. Я имею в виду тех, кто находится в храме от начала и до конца богослужения. Но вообще армяне любят прийти в храм, поставить свечку, помолиться и выйти. Если посчитать их, тогда будет больше.

Мы также уделяем большое внимание работе с членами нашей общины вне богослужений. При нашем соборе, для взрослых и детей, действуют четыре воскресные школы (две – в Тбилиси, две – в Аджарии). При епархии мы основали Культурно-образовательный центр “Айартун”. Здесь функционируют субботняя школа (для юношей до 15 лет) им. Св. Григора Нарекаци и воскресная (для взрослых) школа св. Пророка Егия (Илии), а также колледж для детей дошкольного возраста им. Св. Мовсеса Хоренаци, где четырех-шестилетние дети учатся пению, музыке, письму, рисованию, рукоделию. При Культурном центре действуют "Союз армянских художников Грузии", "Союз музыкантов", "Союз интеллигенции", а также самые разнообразные кружки, ансамбль песни и музыкальных инструментов "Сурб Нерсес Шнорали", струнный квартет и новосозданный детско-юношеский хор, а в танцевальных ансамблях "Джейран" и "Наири" обучают профессиональному и любительскому исполнению армянских народных танцев. Это нам очень помогает. Культура имеет для нас огромное значение.

Вообще я постоянно наблюдаю за тем, как меняется жизнь людей, которые приходят в храм. Для них становится отчетливее смысл жизни. Многие приходят сюда впервые по самым разным причинам, и многие остаются.

- Каков юридический статус армянской епархии в Грузии?

5 июля 2011 года были внесены изменения в гражданский кодекс Грузии. Согласно принятым поправкам Национальное агентство гражданского реестра уполномочено зарегистрировать юридическими лицами публичного права религиозные объединения, имеющие исторические связи с Грузией, или те религиозные объединения, которые имеют такой статус в странах Совета Европы.

К настоящему времени этим правом уже воспользовались грузинские мусульмане, католики, в том числе хадо-католики, и езиды. Мы уже подготовили устав нашей епархии и в ближайшее время тоже получим регистрацию.

К огромному сожалению, принятие поправок к гражданскому кодексу привело к антиармянским выступлениям. Дело в том, что буквально за несколько дней до решения парламента по этому вопросу, в середине июня, Грузию посетил Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II. И кто-то распространил слухи, что это именно под его влиянием власти республики приняли такой закон. Конечно, глава ААЦ не имел никакой возможности влиять на светские власти Грузии, но, увы, всплеск антиармянских выступлений имел место. К сожалению, ряд незаслуженных обвинений в адрес Армянской Церкви прозвучал и со стороны Грузинской Церкви.

- А как в целом складываются отношения армянской епархии с Грузинской Православной Церковью?

Июльские выступления некоторых представителей ГПЦ стали для нас полной неожиданностью. Ведь раньше всегда Грузинская Патриархия нас поддерживала. Лично у меня сложились очень хорошие отношения с Католикосом-Патриархом Илией II, с другими представителями патриархии. Этим отношениям свойственен дух взаимного уважения, мы стараемся вместе обсуждать стоящие перед нами вопросы. Может быть, не на все эти вопросы сразу находятся ответы, но важно, что у нас есть взаимопонимание.

Когда в Тбилиси служил клирик Русской Православной Церкви архимандрит Роман (Лукин) – сейчас он епископ в Якутии – я встречался с ним, у нас установились хорошие отношения. Но я слышал, что в храме св. Иоанна Богослова, где служил о. Роман, богослужения на церковнославянском языке постепенно вытесняются грузинскими. И это не может не огорчать: ведь в этот храм ходят не только русские, но и другие русскоязычные верующие, которые просто не знают грузинского языка.

- Раз уж мы заговорили о языке, расскажите, пожалуйста, на каком языке вы общаетесь с жителями Грузии. Знаете ли вы грузинский язык?

Со своей паствой я общаюсь по-армянски. А с другими жителями Грузии… по-русски. За годы служения в Тбилиси я немного научился понимать грузинский язык, но сам на нем не говорю. Мало. Наверное, если бы не было возможности общаться на русском, я был бы не так ленив и выучил грузинский (смеется).

Вообще, если бы не русский язык, многие граждане Грузии просто не могли бы понять друг друга. Например, здешние армяне и азербайджанцы общаются между собой и с грузинам по-русски. Это вполне объяснимо, потому что в советское время во многих армянских и азербайджанских селах даже не было учителей грузинского языка. Общее население в Грузии – около 4,5 миллионов человек, из них азербайджанцев – 500 тысяч, а армян – 300 тысяч. Так что если бы не знание русского языка, чуть ли не 1/5 населения этой многонациональной и многорелигиозной страны не смогла бы понимать остальных жителей.

Епископ Вазген Мирзаханян родился в 1965 году в Эчмиадзине. Отец был членом КПСС, мать – школьной учительницей. После окончания школы в 1982 году поступил в духовную академию. В 1983-85 гг. служил в советской армии, службу нес в городе Балхаш (Казахстан).

В 1991 был рукоположен во иеромонаха, в 1996 – возведен в сан архимандрита, в 2003 – хиротонисан во епископа.

Беседовал - Дмитрий Власов

Арко написал 17 января 2012

Ownerless Churches of Tbilisi (Бесхозные армянские церкви Тбилиси)

Ролик:

?v=lvJc4a0luQw

Арко написал 11 января 2012

Безразличие уничтожает духовное наследие: Очередной пожар в тбилисской церкви Сурб-Ншан Первая рабочая неделя 2012 года для одной из "спорных" тбилисских церквей началась весьма печально. Заброшенную, полузаколоченную, осквернённую наркоманами и фекалиями бомжей и отдельных прохожих церковь Сурб-Ншан в центре Тбилиси, после т.н. "случайного" пожара в 2002-ом году, вновь охватили языки пламени. Граждане, живущие по соседству с церковью, причины назвать не могут. Официальной же версии относительно возникновения пожара просто нет; данный факт не освещался ни в прессе, ни на телеканалах Грузии.

(...)

Источник

Арко написал 05 октября 2011

Предоставление правового статуса пяти религиозным конфессиям и всплеск армянофобии в Грузии

В июне с.г. Католикос и Верховный Патриарх всех армян Гарегин Второй побывал с официальным визитом в Грузии. Во время визита им имел встречи с главой Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым, с должностными лицами Грузии и паствой. Некоторые грузинские СМИ анонсируя визит подчеркивали то обстоятельство, что это первый за последние 100 лет визит главы Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Грузию, что однако не соответствовало действительности, т.к. Католикос Вазген Первый (находился на престоле в 1955-1994 гг.) в советское время неоднократно бывал в Грузии.

Руководство Грузии оценило данный визит как исторический в том плане, что впервые за долгие годы состоялись официальные переговоры между главами двух Церквей.

Между тем, итоги визита, который готовился очень длительное время, в армянской прессе были оценены как неудачные. Во многому этому способствовал видеоролик, выложенный в интернете, где была отображена встреча двух глав Церквей и во время которой Гарегин Второй обращался к Илие Второму на «ты» и своего собеседника его рукой по колену во разговора.

Официальный представитель ААЦ Иерей Ваграм Меликян заявил о том, что распространенная в Интернете запись является «грузинской провокацией». Одновременно он сообщил, что во время встречи двух глав Церквей глава ГПЦ отступил от договоренностей, достигнутых во время визита. Между тем, В.Меликян сообщил, что «в рамках визита Гарегин Второй и президент Грузии Михаил Саакашвили достигли договоренности поэтапно решить вопросы, стоящие перед Грузинской епархией ААЦ и армянской общиной в этой стране. На первом этапе должен быть решен вопрос предоставления юридического статуса ААЦ в Грузии. Следующий этап предполагает возвращение армянских церквей Грузии епархии ААЦ, чтобы епархия смогла полноценно служить армянскому народу. На данный момент речь идет о шести церквях».

Таким образом, налицо факт того, что глава ААЦ не смог договорится со своим партнером в Грузии, но договорился со светской властью страны. Суть договоренностей в том, что будет решен вопрос предоставления правового статуса ААЦ в Грузии и ей будут возвращены 6 церквей.

Вдогонку к договоренностям, достигнутым между ААЦ и светской властью Грузии, Католикос Илия Второй во время проповеди 19 июня сказал, что «Гарегин Второй молодой человек и наверно, ему необходимо набраться больше опыта. Он умный человек, но хочет сделать все быстро, а это не получается. Я ему сказал, что лучше сохранять спокойствие…» Глава ГПЦ также сказал, что если в Грузии будут открыты армянские храмы, то и в Армении непременно следует открыть грузинские храмы. При этом он особо подчеркнул, что ГПЦ «…не допустит угнетения грузинского народа и Грузии».

Как бы соблюдая достигнутые договоренности, парламент Грузии с фантастической скоростью (в течение одной недели!) принял изменения в «Гражданском кодексе». Изменения были подписаны президентом М.Саакашвили 6 июля, несмотря на просьбы главы ГПЦ сначала приостановить его принятие, а потом и требование наложить на него «вето». Грузинские эксперты указывают на то обстоятельство, что изменения в «Гражданский кодекс» были внесены с грубейшими нарушения регламента парламента (1).

Согласно изменениям, пять религиозных организаций получили право регистрации в статусе юридических лиц публичного права. Этим правом будут пользоваться организации, которые связаны с Грузией тесными историческими узами, в частности, Римская Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Иудейская и мусульманская общины и Евангельско – Баптистская Церковь. При этом интересно, что в данном перечне не оказалось Русской Православной Церкви и на этом фоне присутствие Евангельско – Баптистской Церкви выглядит откровенно преувеличенным.

Таким образом, ААЦ получила правовой статус, которого она добивалась. Светские власти Грузии пошли ей навстречу и, вполне естественно, что ААЦ выразила им благодарность. Но следует особо подчеркнуть, что решение, принятое грузинским государством вопреки позиции ГПЦ, готовилось достаточно давно. Первое крупное публичное проявление давления западных партнеров на руководство Грузии проявилось в 2005 году во время официального визита в Тбилиси президента США Джорджа Буша. Тогда президент с супругой посетили армянскую церковь св.Геворга и зажгли в ней свечи. Данное действо было далеко не случайным и было результатом действий армянских лоббистских организаций в Вашингтоне. Посещение армянского храма президентом Дж.Бушем было своеобразным мессиджем грузинскому руководству о том, что Тбилиси необходимо принять меры для решения вопросов защиты прав этнических и религиозных меньшинств, в том числе и армян.

Принятие грузинским парламентом вышеупомянутых изменений в «Гражданском кодексе» было откровенно враждебно встречено ГПЦ, расценившей эту ситуацию как покушение на свои позиции в стране. Следует особо учесть то обстоятельство, что позиции Илии Второго и ГПЦ в грузинском обществе – практически непоколебимы. Можно даже сказать, что ГПЦ в какой-то степени является своеобразным «государством в государстве». Поэтому позиция ГПЦ получила поддержку со стороны абсолютного большинства паствы. Хотя описанными выше законодательными изменениями предусмотрено присвоить статус юридического лица как Армянской Апостольской церкви, так и другим религиозным течениям, которые имеют подобный статус в странах-членах Евросоюза, однако разъярил и удивил верующих ГПЦ лишь факт придания статуса ААЦ. Этим настроениям способствовало интервью Зенона – главы Дманисской и Агарак-Таширской епархии ГПЦ. Зенон высказал мнение, что принятые законодательные изменения прямо проистекают из желаний ААЦ. В своем заявлении Зенон, по сути, указал на армянскую церковь и власти Армении, якобы по настоянию которых грузинский парламент и принял этот закон, не ожидая результатов переговоров с ГПЦ.

По мнению руководителя Ассамблеи армян Тбилиси Арнольда Степаняна, грузинские власти давно хотели решить вопрос статуса ААЦ и других конфессий, однако мешала позиция ГПЦ. Несмотря на ее противодействие, этот шаг был сделан – в том числе под давлением западных и, прежде всего, европейских стран, а также международных организаций. В результате этого и позиции ГПЦ в Грузии, по мнению представителя армянской общины, в стране проснулась армянофобия. А.Степанян утверждал, что в июле, после принятия изменений в законодательство, в общественном транспорте, на улице, повсюду обсуждается этот вопрос в негативном для армян контексте: «Грузинское общество разделено на несколько частей: есть неприкрыто агрессивные антиармянски настроенные группы, хотя немало и людей, для которых подобные проявления неприемлемы. За последние несколько дней на улицы вышли примерно 20.000 человек, которые были весьма агрессивно настроены в отношении армян. В первом заявлении грузинская церковь сообщила, что вся вина лежит на армянах, которые якобы хотят отобрать грузинские церкви. Уже имели место 30 случаев антиармянской истерии. Весьма негативно высказываются об армянах особенно представители интеллигенции, общественных организаций, партийные деятели, на телевидении. Могу сказать, что за последние 17 лет это первый случай, когда армянофобия в Грузии принимает такие масштабы» (2).

Одной из причин такой ситуации было то, что решения должны были быть приняты совместно светскими властями Армении и Грузии и церквами двух стран, чего, однако, не произошло. Церкви не пожелали разъяснить, каким они видят будущее своих взаимоотношений. Масла в огонь подлила публикация на сайте WikiLeaks письма Католикоса Гарегина Второго президенту США Бараку Обаме. В письме армянский Католикос выражал протест в связи с положением национальных и религиозных меньшинств в Грузии и представлял свою позицию (3).

Это письмо было также использовано для нагнетания антиармянской истерии со стороны двух оппозиционных партий и некоторых радикальных групп, т.к. игра на антиармянской тематике позволяет держать сухим «политический порох» в преддверии начала кампании по выборам в парламент Грузии. Таким образом, в данном вопросе произошло смыкание позиций некоторой части грузинских радикалов и ГПЦ.

Интересно, что на вопрос – насколько правильно поступил Католикос Гарегин Второй пожаловавшись главе третьей страны на Грузию – А.Степанян заявил: по его мнению, Католикос дал правильные оценки ситуации, но ни один из представителей армян Тбилиси не согласен с тем, как это было преподнесено. Вопрос этот, по мнению А.Степаняна, является делом политических деятелей, а не представителей духовенства и для обсуждения подобных проблем существуют специальные инстанции – ЕС, СЕ, ООН, наконец, межправительственные комиссии (4).

В августе в столице Грузии на армянском «треке» произошли еще два события, которые привлекли внимание общественности как в Тбилиси так и в Ереване:

  • двое молодых людей грузинского происхождения вошли в нетрезвом состоянии в армянскую церковь в Авлабаре и своим агрессивным поведением продемонстрировали свое неуважительное к храму и вере. Грузинская полиция задержала этих молодых людей. По мнению армянских экспертов, такое поведение стало результатом антиармянской истерии нагнетаемой в обществе, в том числе и некоторыми грузинскими СМИ;

  • на своем творческом вечере грузинский режиссер с мировым именем Роберт Стуруа заявил, что хотел бы видеть во главе страны грузина, а не армянина, которым, по его словам, является президент Михаил Саакашвили. Худрук театра имени Шота Руставели также сказал, что страна находится «в руках полудегенератов». В Ереване и в армянской общине Тбилиси это было прочитано как «армян – полудегенератов», несмотря на то, что Р.Стуруа сказал, что любит армян, у него близкие родственники армяне (5).

По нашему мнению, ситуация с высказываниями Р.Стуруа во многом напоминает то, как было воспринято высказывание об Адольфе Гитлере всемирно известного кинорежиссера Ларса фон Триера на Каннском кинофестивале в мае с.г. В результате случившегося тогда скандала Ларс фон Триер был объявлен персоной нон-грата и покинул кинофестиваль. Действия министра культуры Грузии Николоза Руруа были также стремительны, как и действия оргкомитета Каннского кинофестиваля. Р.Стуруа был отстранен от своей должности начиная с 15 августа. На своей страничке в социальной сети Facebook Н.Руруа опубликовал приказ и заявил прессе: «Для меня это очень принципиальный вопрос, так как государство, особенно наше государство, которое по своей сути является мультиэтническим и мультикультурным, не будет мириться, и не будет финансировать ксенофобию. Под ксенофобией я понимаю те высказывания, этнические метафоры, которые Стуруа использовал во время своих многочисленных интервью по отношению к многочисленной общине, нашим соседям или нашим согражданам, которые являются представителями других этнических групп» (6).

Дальнейшие разъяснения в прессе Р.Стуруа слабо способствовали снятию с него ярлыка ярого армянофоба.

В данном случае, как представляется, мы стали свидетелями достаточно адекватной действий министра культуры Грузии. Грузинское государство продемонстрировало свою позицию, молниеносно отреагировав на ксенофобское высказывание не рядового гражданина, а звезды мировой величины.

Видимо поняв, что ситуация с армянофобией заходит слишком далеко, президент М. Саакашвили выступил с разъяснениями по поводу своей позиции в вопросе «армянин – неармянин» в контексте принятия вышеупомянутых изменений в «Гражданский кодекс» страны связанный с предоставлением статуса религиозным конфессиям. В своем интервью программе «Специальный репортаж» М.Саакашвили, отрицая свое армянское происхождение, подчеркнул, что изменения в законодательство дающие право религиозным конфессиям на регистрацию были приняты «…даже в том случае, если бы улицы вышло 100 000 человек» (7).

Интересно, что это заявление М.Саакашвили было сделано буквально накануне проведения оппозицией в Тбилиси так называемого «марша грузин».

Дело в том, что 27 сентября в Грузии традиционно отмечается как трагическая дата – день национальной катастрофы: 18 лет назад 27 сентября 1993 года абхазские и северокавказские формирования штурмом взяли Сухуми, изгнав оттуда грузинские войска во главе с Эдуардом Шеварднадзе; следом абхазскую столицу покинуло грузинское население. Именно в этот день лидеры оппозиционной партии «Национальный форум» решили организовать в столице Грузии вышеозначенный «марш грузин». Руководитель Тбилисского отделения национального форума Автандил Давитадзе пояснил в интервью RFI (8), что хотя акция не ставит целью ущемление прав негрузинского населения, она призвана напомнить всем, что грузинский народ все еще жив.

Шествие началось недалеко от памятника Шота Руставели: взявшись за руки, несколько тысяч человек медленно прошли по одноименному проспекту, остановившись только два раза. Первый – у здания театра имени Руставели, где участники акции устроили настоящую овацию. Нетрудно догадаться, что адресатом их восторга был известный режиссер, бывший художественный руководитель театра Роберт Стуруа, который вызвал восхищение националистов своим нашумевшим заявлением о тщательно скрываемых армянских корнях президента М.Саакашвили.

Затем процессия задержалась у здания парламента – на лобном месте новейшей истории Грузии, где происходили все самые значительные события последних 20-ти лет.

В Армении «марш грузин», вследствие недостатка информации, ассоциировался с «Русскими маршами», т.е. со своеобразным парадом националистических групп, несмотря на то, что данное действо было приурочено к трагической странице новейшей истории Грузии.

Подводя итоги некоторых шагов грузинского руководства по решению ряда наболевших проблем, связанных с правовым статусом религиозных конфессий, можно отметить следующее:

  • несомненно, что принятие вышеупомянутых поправок в «Гражданский кодекс» Грузии является шагом вперед в построении гражданского и мультикультурного общества, а также в выполнении обязательств взятых в рамках различных международных структур. Этот шаг позволил президенту М.Саакашвили и его администрации «набрать очки» не только в глазах этнических и религиозных меньшинств, но и в глазах международных, прежде всего, европейских структур,

  • напротив, действия и высказывания ряда представителей грузинской оппозиции продемонстрировали тем же представителям этнических и религиозных меньшинств Грузии, а также стран с развитой демократией, какие проблемы ждут их в случае прихода к власти той части грузинской оппозиции, которая играет на национал-патриотическом «треке».

Напомним, что первоначально требования армян в Грузии и в Самцхе-Джавахети сводились к тому, чтобы добиться от Тбилиси статуса административной автономии. В настоящее время, в результате согласованной политики Тбилиси и Еревана это требование снято и выдвинут принцип «интеграции без ассимиляции».

Первым, и на сегодняшний день наиболее подчеркиваемым вопросом, является принятие армянского в качестве регионального языка в Самцхе-Джавахети. Де-юре, только грузинский может быть использован местными органами власти и в школах де-факто же используются армянский и русский. Два года назад президент Армении Серж Саргсян заявил, что Грузия должна признать, армянский качестве регионального языка на основе вышеупомянутого принципа «интеграция без ассимиляции».

Вторым вопросом является разрешение вопросов собственности, касающихся тех церквей, на которые претендуют как Армянская Апостольская, так и Грузинская Православные Церкви.

Третьим вопросом является призыв к представлению более широкого местного самоуправления.

Действия М.Саакашвили, почти наверняка, укрепят позиции его администрации в глазах национальных меньшинств, которые, несмотря на все существующие неразрешенные проблемы, предпочтут в ходе предстоящих выборов различного уровня отдать голоса за сторонников действующего главы грузинского государства. Для них сегодня очевидно, кто сделал первый, самый сложный, пусть не очень большой шаг в решении их проблем.

Высока вероятность того, что вышеупомянутые изменения в законодательстве, а также последовательность в их отстаивании, придутся по душе и партнерам М.Саакашвили на Западе. Таким образом, в их понимании нынешний президент Грузии и его соратники являются единственной политической командой в стране, которые способны вести страну по понятному для Запада пути развития.

Приходится признать, что позиция М.Саакашвили выглядит достаточно выигрышно на фоне как сверхконсервативной ГПЦ так и некоторых представителей интеллигенции и аплодирующих им ультранационалистов. Грузинский лидер может продемонстрировал решимость проявлять политическую волю, гибкость и рационализм на пути решения сложных межэтнических и межконфессиональных проблем копившихся годами. В данном конкретном случае, политика, проводимая М.Саакашвили демонстрирует, что грузинский лидер способен не только на импульсивные и популистские решения.

Особо отметим то обстоятельство, что ранее, при решении подобных вопросов, медиаторство России было естественным и желанным. Теперь же в роли медиатора выступает Запад и международные организации. В данном случае, решение о предоставлении правового статуса ААЦ можно считать одним из первых шагов по решению вышеупомянутых проблем армян в Грузии.

Саркис МАРТИРОСЯН

Арко написал 07 сентября 2011

Армянские храмы и захватническая политика Грузинской православной церкви. Глава 14 (начало)

Ссылка: http://pandukht.livejournal.com/156175.html

*

Армянские храмы и захватническая политика Грузинской православной церкви. Глава 14 (окончание)

Ссылка: http://pandukht.livejournal.com/156634.html

Арко написал 24 августа 2011

В Грузии совершен очередной акт вандализма в отношении армянской церкви В Грузии в очередной раз зафиксирован факт вандализма в отношении армянских церквей. На сей раз акт вандализма был осуществлен в армянской церкви Сурб Эчмиадзин в Тбилиси, которую еще два месяца назад вновь освятил Католикос Всех Армян Гарегин II. Вечером 19 августа двое молодых людей зашли в армянскую церковь Сурб Эчмиадзин в районе Авлабар. По всей вероятности, молодые люди находились в состоянии алкогольного опьянения, они вели себя вели себя нагло и неуважительно. Священника в момент их появления в церкви не было, были лишь две продавщица свечей и уборщица, сообщает «Еркир Медиа». Один из молодых людей подошел к Священному писанию, находящемуся на алтаре, и начал грубо листать его, в итоге оторвав одну страницу. Не удовлетворившись этим, он расселся на престоле епископа. Находящиеся в церкви женщины попытались призвать к порядку молодого человека и сумели выдворить из церкви. Молодые люди сорвали объявления, прикрепленные к дверям церкви, и демонстративно подожгли их. Глава епархии ААЦ в Грузии, епископ Вазген Мирзаханян проинформировал, что в связи с происшедшим, они обратились в полицию. В данном инциденте налицо 2 наказуемых деяния: осквернение духовного храма и оскорбление веры, а также хулиганство. Резиденция главы епархии намерена обратиться в МВД Грузии и другие государственные структуры, а также передать ноту протеста Грузинской Православной Церкви. Данные действие грузинских молодых людей, по оценке Мирзаханяна, являются следствием внесенного 5 июля изменения в законодательство, предусматривающее правовой статус религиозным меньшинствам страны. После данной законодательной инициативы началось антиармянское движение, которое до сих пор не прекращается. В связи с инцидентом в церкви Сурб Эчмиадзин, епархия ААЦ в Грузии намерена в скором времени выступить с заявлением. До этого об инциденте был устно проинформирован общественный защитник Грузии. Отметим, что месяц назад неизвестные люди оставили надписи с ругательствами в адрес армян на стене гостиницы вблизи церкви Сурб Эчмиадзин. Источник: http://news.am/rus/news/71655.html

Джавахкская диаспора России об акте вандализма в Тбилиси

Источник: http://husisapail.wordpress.com/2011/08/23/%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b0%d1%85%d0%ba%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d0%b0-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8-%d0%be%d0%b1-%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b5-%d0%b2/

Арко написал 22 июня 2011

ААЦ: Грузинская церковь руководствуется логикой рыночных отношений В ответ на требования Армянской церкви предоставить Грузинской епархии Армянской апостольской церкви исторически армянские церкви, Грузинская церковь, руководствуясь логикой рыночных отношений, выдвинула свои притязания на некоторые церкви в Армении, назвав их грузинскими, и кроме этого потребовала построить в Армении грузинский храм. Об этом на пресс-конференции в Первопрестольном Эчмиадзине 21 июня заявил глава Канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, архиепископ Аршак Хачатрян.

видео:

По словам архиепископа, это меняет положение вещей: «В Армении проживают 700-800 грузин, между тем на территории Грузии 250 тысяч армян. Для грузин, проживающих в Армении, при содействии Католикоса всех армян Гарегина II в Ереване в квартале Норагавит построена грузинская церковь. Между тем, грузинская сторона не идет навстречу в данном вопросе».

Архиепископ Хачатрян отметил, что, не имея в Армении многочисленной грузинской общины, Грузинская церковь требует юридически зарегистрировать Грузинскую православную церковь, однако ААЦ не выступает против этого требования, так как это не противоречит законодательству Армении. В свою очередь, ААЦ требует дать юридический статус армянской церкви в Грузии и предоставить армянские церкви Грузинской епархии ААЦ для проведения церковной литургии для прихожан.

Касаясь визита духовного лидера Армении в Грузию, архиепископ Хачатрян отметил: «В ходе визита Католикоса всех армян Гарегина II чувствовалось проявление нетерпимости и крайности в отношении других религиозных меньшинств со стороны Грузинской церкви, что проявляется в отношении некоторых армянских церквей, которые огрузиниваются».

Что касается предложения грузинской стороны создать двустороннюю комиссии по определению принадлежности церквей, то, по словам директора Библейского общества Армении, архиепископа Езника Петросяна, армянская сторона не против создания комиссии, однако «мы против создания комиссии, целью которой будет растягивание времени, или если ее деятельность будет нести формальный характер».

«Католикос Гарегин II предложил им вместо создания комиссии собрать и представить документы, доказывающие, что те или иные церкви и храмы на территории Армении являются грузинскими, и тогда при необходимости будет сформирована комиссия», - отметил архиепископ Петросян.

Что касается количества армянских церквей в Грузии, то, по словам архиепископа Петросяна, в советское время на территории Грузии действовали 4 армянские церкви, на сегодняшних день - 30 церквей. А вот до 1917 года в Грузинской епархии Армянской апостольской церкви насчитывалось 457 армянских церквей.

Арко написал 19 июня 2011

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ЕПИСКОП АРШАК ХАЧАТРЯН

Видео ролик:

?v=YDAOT30ggiE

Арко написал 19 июня 2011

Илия II: Гарегин II молод, и наверно, ему необходимо набраться больше опыта Грузинская Церковь открыта для всех, однако она не допустит угнетения грузинского народа и Грузии , - об этом Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети заявил сегодня в соборе Пресвятой Троицы во время воскресной проповеди, сообщает "Грузия Online".

Патриарх коснулся этого вопроса при упоминании визита в Грузию Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина второго. «Гарегин второй молодой человек, и наверно, ему необходимо набраться больше опыта. Он умён, однако хочет сделать всё быстро, что не получается. Я сказал ему, что обладаю большим опытом, поэтому спокойствие лучше всего», - отметил Илия Второй.

По словам Илия второго, на встрече с армянским патриархом шла речь об отношениях Церквей двух стран. «Армяне желают открыть ещё церкви в Грузии. Мы предложили, что если в Грузии откроются армянские церкви, то и в Армении должны обязательно открыться грузинские храмы. Мы договорились, что в будущем у нас будет сотрудничество получше. Хочу сказать, что Грузинская Церковь открыта для всех, однако она не допустит угнетения грузинского народа и Грузии», - отметил Илия второй.

Источник: www.apsny.ge/2011/soc/1308521173.php

Арко написал 28 февраля 2011

В Москве прошел пикет против религиозной дискриминации нацменьшинств в Грузии

http://www.1tv.ru/news/social/171220 http://javakhk.livejournal.com/254591.html

Armenians in Moscow rally to protect their churches in Georgia

http://rt.com/news/armenia-georgia-church-rally/

Арко написал 20 февраля 2011

Предлагаем Вашему вниманию материалы пикета в Москве: . http://www.yerkramas.org/2011/02/19/video-shest-xramov-razdora/ . http://www.1tv.ru/news/social/171220 . Просим поддержать и распространить.

Geo написал 14 февраля 2011

Визит Католикоса Всех Армян в Грузию состоится в первом полугодии 2011 года

ЕРЕВАН, 14 фев – Новости – Армения. Визит Католикоса Всех Армян Гарегина Второго в Грузию состоится в первом полугодии 2011 года, сказал в понедельник журналистам глава пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян.

Визит Гарегина Второго в Грузию, запланированный в 2010 году откладывался как минимум трижды по просьбе грузинской стороны. В числе причин указывалось состояние здоровья Илии Второго. Подобная ситуация вызвала неоднозначную и даже критическую реакцию в армянском обществе, в частности блогосфере. Основная проблема между Армянской Апостольской и Грузинской Православной Церквями заключается в возвращении армянских храмов на территории Грузии и в предоставлении юридического статуса ААЦ в Грузии.

По словам иерея Ваграма Меликяна, визит Католикоса Всех Армян важен с точки зрения обсуждения вопросов о собственности ААЦ в Грузии.

«Ситуация вам хорошо известна. Никаких новостей по этому вопросу пока нет. Думаю, что визит Католикоса Всех Армян станет решающим в этом смысле. Этот визит состоится в течение 2011 года. Договоренность уже достигнута, и визит состоится в первом полугодии», - сказал иерей Меликян в понедельник журналистам.

Арко написал 09 февраля 2011

Межрелигиозная группа разработает юридический статус традиционных религиозных объединений Управление мусульман Закавказья, Армянская Апостольская, Римско-Католическая, баптистская и Евангелическо-лютеранская церкви получат в Грузии статус представительств международных организаций. Это значит, что данные религиозные объединения самостоятельно создадут филиалы; они будут зарегистрированы как некоммерческие юридические лица, сообщает грузинская газета «Резонанси» от 3 февраля 2011 г.

Гражданский союз «XXI век» подчёркивает, что для многих действующих в Грузии религиозных объединений особо актуальным является вопрос статуса. При этом в «XXI веке» считают, что за время, прошедшее после принятия в Грузии гражданского кодекса, условия регистрации религиозных объединений улучшились. В этих упрощённых условиях регистрацию прошли целый ряд религиозных организаций. Но крупнейшие из них по-прежнему остаются незарегистрированными и, соответственно, лишёнными юридического статуса.

В связи с означенной проблемой, по инициативе союза «XXI век» создана межрелигиозная группа, в состав которой вошли представители Грузинской Православной Церкви, Управления мусульман Закавказья, Армянской Апостольской Церкви, Еврейской общины Грузии, Евангелическо-лютеранской и Евангелическо-баптистской церквей, Церкви адвентистов седьмого дня и Армии спасения. В состав группы вошли также представители различных государственных структур. Первое заседание группы уже состоялось, а в дальнейшем предполагается сделать подобные собрания регулярными.

В интервью газете «Резонанс» председатель наблюдательного совета грузинского Университета имени Андрея Первозванного Георгий Андриадзе заявил, что решение вопросов, связанных с определением статуса и полномочий основных религиозных объединений, действующих в Грузии, происходит поэтапно. По его словам, большинство из них с пониманием относится к тому, что ни одно из этих объединений не получит статуса, напоминающего статус государственной религии. Что касается вопроса полномочий, то он уже практически определён. Во всех случаях традиционным религиозным объединениям предоставляются равные и широкие права. Что же касается их статуса по отношению к Грузинской Православной Церкви, то он будет иным, как это принято в других традиционных странах по отношению к действующим в них религиозным объединениям. По мнению Андриадзе, абсолютное большинство участников встречи поддержало подобный подход.

«Мировая практика такова: у коренной (основной) Церкви не может быть такого же статуса, как и у других, действующих в стране. Не может быть не потому, что мы этого не желаем, а потому, что это вытекает из нашей Конституции. Конституция Грузии признаёт коренной (основной) религией только одну, и это соответствует международному опыту», - заявил Андриадзе.

По его же словам, статус не зависит от полномочий. Статус является вопросом политическим и идеологическим.

«Мы готовы предоставить традиционным религиям в Грузии статус, согласно которому та или иная религиозная группа будет являться филиалом другой страны. Иными словами, это будет представительский статус. Мусульманские представители, Армянская Апостольская Церковь, Еврейская община и другие традиционные религиозные объединения являются частью существующих за пределами Грузии религиозных организаций. Их руководители назначаются за границей. Также и по этой причине Грузия предлагает традиционным религиозным объединениям статус представительств международных организаций или филиалов», - заявил Георгий Андриадзе.

Представитель НПО «Закон – народу» Захарий Куцнашвили заявил во время встречи, что если грузинская сторона наделяет подобным статусом те или иные религиозные группы, то Грузинская Православная Церковь должна потребовать аналогичного статуса и полномочий в Азербайджане, Армении и других странах.

Источник: http://www.bogoslov.ru/text/1447440/index.html

Арко написал 27 ноября 2010

Тбилиси боится регистрации Армянской Апостольской Церкви в Грузии
Грузия ведет толерантную политику по отношению ко всем конфессиям. Об этом заявил вице-премьер Грузии, госминистр по вопросам евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе. «Есть ли хотя бы один случай, когда армянская церковь имела бы проблемы в реализации своих прав? Есть ли какие-либо проблемы? Никогда проблем не было», - сказал он. Барамидзе заявил, что в Грузии нет официально зарегистрированной церкви или вероисповедания, потому что в этом нет нужды. Есть лишь одно Конституционное соглашение между государством и Грузинской Православной церковью (ГПЦ), которое разграничивает права, и государство берет на себя ответственность за возвращение собственности, отобранной у церкви в советский период. «Помимо этого, другой зарегистрированной церкви у нас нет», - отметил он.

Отвечая на вопрос, какова причина отказа в регистрации Армянской Апостольской церкви, грузинский вице-премьер сказал, что в этом нет необходимости. Он пояснил, что регистрация церкви создаст громадные правовые проблемы, которые Грузии не нужны. «Зачем, если нет никаких проблем? Мы готовы их решать, но если нет никаких проблем, зачем их создавать? Этого мы понять не можем», - добавил он, сообщает Радио Свобода.

Analitika.at.ua.

Geo написал 18 ноября 2010

Армянская Церковь возмущена заявлением грузинского замминистра о своем статусе

Ереван, 18 ноября, Благовест-инфо. Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви выразила возмущение заявлением заместителя министра по реинтеграции и по вопросам правовой защиты Грузии Элены Тевдорадзе.

Тевдорадзе в ходе недавно прошедшей конференции «Армянское общество в Тбилиси: проблемы и перспективы», заявила, что Армянская Апостольская Церковь не получит статуса в Грузии. «Мы не дадим Эчмиадзинской церкви в Грузии статус, потому что та Армянская Апостольская Церковь, которая существует в Грузии, это так называемый филиал. Еще раз: Эчмиадзинскую церковь в Грузии мы не признаем». После этого она покинула зал, передают грузинские СМИ.

В распространенном епархией по этому заявлению сообщении, в частности, говорится: «Слова заместителя министра являются беспокоящими и непонятными, особенно для армянской общины, принимая во внимание тот факт, что руководство того же ведомства во главе с министром Темуром Якобашвили провело множество встреч с представителями традиционных религиозных общин, в том числе и с главой Грузинской епархии ААЦ епископом Вазгеном Мирзаханяном. Во время этих встреч руководство министерства заверило, что по их предложению будут внесены изменения в Гражданское законодательство, согласно которым традиционным религиозным общинам Грузии будет выдан статус субъекта общественного права. Мы в очередной раз заявляем, что Святая Армянская Апостольская Церковь действовала в Грузии с первой половины IV века, когда христианство было принято в Грузии в качестве государственной религии. Начиная с этого момента, Грузинская епархия ААЦ действовала в соответствии с законодательством во все времена, как в период грузинских царей, так и царской России и в советские годы. Печально, что со времени обретения независимости (Грузии) прошло 20 лет, но до сих пор не решены вопросы статуса религиозных общин и возвращения епархии так называемых «спорных» армянских церквей».

«Подобное поведение госпожи Тевдорадзе не исходит как из политических принципов демократической Грузии, ибо в этом случае нарушаются религиозные права человека и достоинство действующих сотни лет в Грузии церквей и конфессий, так и из позиций Верховного Патриарха Грузии Илии II, который выступает за предоставление общественного статуса Армянской Апостольской Церкви и других традиционным религиозным общинам. И было бы желательно, чтобы госпожа Тевдорадзе обеспокоилась плачевным состоянием историко-культурных памятников в Грузии и проблемой возвращения общине армянских церквей», – отмечается в коммюнике епархии.

Geo написал 16 ноября 2010

Верховный Духовный Совет Армянской Церкви отложил визит Гарегина II в Грузию

ЕРЕВАН, 15 ноя – Новости-Армения. Верховный Духовный Совет Армянской Апостольской Церкви, на прошедшем в минувшие выходные заседании отложил запланированный в ноябре визит в Грузию Католикоса Всех Армян Гарегина II по просьбе Грузинской Православной Церкви, сообщает пресс-канцелярия Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

О просьбе грузинской стороны участников заседания проинформировал ответственный за межцерковные связи Первопрестольного Святого Эчмиадзина, епископ Оваким Манукян.

По его словам, учитывая, что Католикосу-Патриарху Всея Грузии Илии Второму требуется время для восстановления после лечения за рубежом и то, что Илия Второй выразил желание сопровождать Католикоса Всех Армян в течение всего межцерковного и патриаршего визита в Тбилиси и Джавахк (армяно-населенный регион Грузии), Грузинская Церковь обратилась к Первопрестольному Святому Эчмиадзину с просьбой пересмотреть сроки визита.

«Верховный Духовный Совет, идя навстречу, отложил визит Католикоса Всех Армян в Грузию, учитывая также просьбу Грузинской епархии и Джавахкского викариата», - говорится в сообщении.

По просьбе грузинской стороны, ранее визит Католикоса Всех Армян уже откладывался с конца октября на вторую половину ноября.

Кроме того, в ходе прошедшего под высоким председательством Католикоса Всех Армян в Первопрестольном Святом Эчмиадзине заседания, глава Восточной епархии США, архиепископ Хажак Парсамян представил процесс работ канонической комиссии Католикосата Всех Армян и Католикосата Великого Дома Киликийского.

Участникам заседания была также представлена информация о конгрегациональном собрании Армянского Патриархата Иерусалима, который пройдет 15-18 ноября. Верховный Духовный Совет приветствовал проведение собрания, придав важность преодолению проблем, стоящих перед Армянским Патриархатом Иерусалима во имя более эффективной реализации миссии исторического Святого Престола.

В свою очередь, глава Французской епархии ААЦ, архиепископ Норван Закарян, представил работы проводимы во Франции и Западной Европе. В частности, он проинформировал о формировании церковных структур в странах Бенилюкса. «Одобрив доклад, Верховный Духовный совет призвал продолжить работы», - говорится в сообщении

На заседании был рассмотрен также вопрос реорганизации церковной жизни в Швейцарии. Было проинформировано, что в ближайшее время в Сюникском и Тавушском викариатах будут сформированы епархиальные структуры.

Члены Верховного Духовного Совета затронули проблему разводов и демографической ситуации. Участник заседания, выразив обеспокоенность по этому поводу, обсудили пути, посредством которых Армянская Церковь может содействовать решению этих проблем.

Geo написал 05 октября 2010

Католикос Всех армян поедет в Грузию обсуждать вопрос статуса ААЦ

PanARMENIAN.Net - Католикос Всех армян Гарегин II с 23 по 28 октября с визитом будет находиться в Грузии. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил ответственный по связям с общественностью Первопрестольного Эчмиадзина, епископ Аршак Хачатрян.

“В Грузии, точно как и в Турции, нет закона, который регулирует деятельность религиозных организаций. Удивительно, что Грузия, которая заявляет о своей приверженности демократическим ценностям, не соблюдает эти нормы”, - заявил епископ, добавив, что переговоры относительно судьбы армянских церквей Грузии продолжаются.

Представитель Первопрестольного Эчмиадзина не смог точно сказать, посетит ли Католикос всех армян армянонаселенный Джавахк в рамках визита, заявив, что программа визита Католикоса пока не уточнена. Он сообщил, что вопрос статуса Армянской Апостольской Церкви в Грузии будет поднят в ходе визита.

Арко написал 30 июля 2010

Грузинский вандализм по-соседски: http://www.regnum.ru/news/1310072.html"">http://www.regnum.ru/news/1310072.html


Армянская Апостольская Церковь ответила МИД Грузии: http://www.regnum.ru/news/1309966.html"">http://www.regnum.ru/news/1309966.html


Джавахкская диаспора России объявляет Александра Налбандова врагом Армянской Нации: http://youtharmenia.ru/news/2010-07-29-10523"">http://youtharmenia.ru/news/2010-07-29-10523

Арко написал 29 июля 2010

Грузия не отдаст церкви армянам Замминистра иностранных дел Грузии Александр Налбандов заявил, что требование армянской общины Грузии о возвращении ей нескольких «спорных» церквей не имеет под собой основы, ИА Regnum.

По его словам, последние изыскания ученых-историков только подтвердили, что церкви, на которые претендуют армянская община, являются грузинскими.

Кроме того, он подчеркнул, что Грузия не может передавать исторические памятники физическому лицу, каковым является глава Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). «Право на наследование принадлежит только юридическим лицам. ААЦ не является таковым на территории Грузии», - заявил он.

В заключение Налбандов отметил, что армяно-грузинские отношения могли бы быть более продуктивными, если бы Армения в международных организациях, таких как ООН, голосовала за резолюции, предлагаемые грузинской стороной.

Источник

Показать больше сообщений
Close