Армянская Апостольская Церковь и Грузинская Православная Церковь

  • 14K Просмотров
  • Последнее сообщение 27 ноября 2009
Geo написал 27 ноября 2009

В Ереване прошла акция протеста в связи с обрушением в Тбилиси армянской церкви

Благовест-инфо. В Ереване прошла акция протеста против политики властей Грузии и позиции Грузинской Православной Церкви в отношении армянских церквей на территории этой страны. Поводом к протестам послужило недавнее обрушение средневекового армянского храма Сурб Геворг в грузинской столице.

В акции принимали участие представители молодежной ассоциации Араратской Патриаршей епархии ААЦ, студенты вузов. Акция началась с площади Республики в центре армянской столицы, затем пешим ходом продолжилась к зданию ереванского офиса ООН, у которого мэрия Еревана запретила проводить митинг, и завершилась у посольства Грузии в Армении. Демонстранты несли плакаты с надписями: «Хватит осуществлять белый геноцид армянских памятников», «Нет безразличию!», «Верните наши церкви!», «Грузины, вы тоже христиане».

Пятерых участников акции во главе с духовным руководителем молодежной ассоциации Араратской епархии ААЦ иереем Акопом Хачатряном принял посол Грузии в Армении Григорий Табатадзе. Делегаты передали письмо с протестом против политики официального Тбилиси.

В письме, в частности, сказано, что это не протест против грузинского народа, а лишь «справедливое требование вернуть юридический статус Грузинской епархии ААЦ, перестать огрузинивать армянские церкви, позволить осуществлять охрану, реставрацию и проводить службы в храмах – объектах культуры армянского народа». При этом подчеркивается, что своим безразличием к судьбе святынь соседей-армян Грузинская Православная Церковь фактически позволяет уничтожать их.

Посол пообещал передать послание властям Грузии, сообщив также, что, по его информации, министерству культуры Армении обещано позволить осуществить восстановление обрушившейся 19 ноября армянской церкви Сурб Геворг в Тбилиси.

По словам иерея Акопа Хачатряна, посол с уверенностью заявил, что юридический статус Армянской Церкви в Грузии будет восстановлен, и пригласил всех участников акции – а это порядка одной тысячи человек – посетить Грузию и выпить грузинского вина за «мировую» по данному делу. Делегаты передали послу, что акция проводится в первую очередь для того, чтобы призвать грузинские власти и Грузинскую Церковь отступить от проводимой политики безразличия и перестать оттягивать решение столь важной для Армянской Церкви проблемы.

Новая волна протеста общественности Армении началась после недавнего обрушения церкви Сурб Геворг в Тбилиси. Ранее в 1989 году в Тбилиси также обрушилась Шамхорецецкая церковь Святой Богородицы. Храм Сурб Геворг, в народе называемый Мугнийский, был в числе пяти церквей, о возвращении которых Армянской Апостольской Церкви велись переговоры между Первопрестольным Эчмиадзином, руководством Грузии и Грузинской Православной Церковью. Были также обращения ААЦ в международные организации, однако святыня все не возвращалась армянам. Проблема не решилась даже после многочисленных публикаций на эту тему в международной прессе. Спорными Грузинская патриархия называла армянские святыни: тбилисские – церковь святого Геворга, Норашен, Шамхорецоцскую Святой Богородицы, святого Ншана, святого Минаса и в Ахалцихе – святого Ншана.

Наринэ Киракосян

Сортировка: Стандарт | Новые | Голоса
Geo написал 27 ноября 2009

СНБ Армении проследит за восстановлением обрушившейся в Тбилиси армянской церкви

Благовест-инфо. Совет Национальной безопасности (СНБ) Армении считает необходимым восстановление разрушившейся в полночь 19 ноября в Тбилиси армянской Мугнийской церкви Сурб Геворк. Как сообщает пресс-служба секретаря СНБ Армении, этот и другие вопросы, касающиеся армяно-грузинских отношений, обсуждались на встрече посла Грузии в Армении Григора Табатадзе и секретаря СНБ Армении Арутра Багдасаряна.

Согласно источнику, посол в первую очередь уверил секретаря СНБ Армении, что грузинские власти в течение одного года предпримут меры по восстановлению церкви, которая была построена в 1356 году, но уже более 20 лет находилась в аварийном состоянии. С просьбой позволить осуществить там работы по усилению несущих конструкций неоднократно обращалась Грузинская епархия ААЦ. В ходе встречи Багдасарян и Табатадзе подчеркнули, что отношения между Арменией и Грузией основываются на дружбе, и между двумя странами нет проблем, которые нельзя решить посредством совместных обсуждений. В этом контексте Багдасарян коснулся проблемы, связанной с территориями, принадлежащими Армянской Апостольской Церкви в Грузии, однако в последние годы ставшими «спорными». Посол пообещал проследить за решением и этой проблемы.

Geo написал 02 декабря 2009

Тбилиси: обвалившаяся церковь святого Геворга спешно восстанавливается

Благовест-инфо. В Национальном агентстве по защите культурного наследия Грузии сообщили, что в ускоренном темпе проводятся работы по укреплению уцелевшей части здания старинной армянской церкви святого Геворга, часть которой обрушилась 10 ноября: «Группа экспертов провела экспертизу состояния собора, осуществлена фото- и документальная фиксация повреждённых частей. У церкви обвалились купол и подкупольные своды, в тяжёлом положении находится восточный фасад. Поэтому работы будут проведены незамедлительно».

Дальнейшую проектную работу выполнит архитектурная мастерская «Архитекс». Новоназначенный посол Грузии в Армении Григол Табатадзе уточнил, что церковь будет восстановлена в течение года, сообщает еженедельник «Головинский проспект».

Geo написал 04 декабря 2009

Проблема армянских церквей в Грузии получит надлежащее решение – Илия II

/Новости-Армения/. Вопросы, связанные с дальнейшей судьбой армянских церквей в Грузии получат надлежащее решение благодаря совместным усилиям духовных и светских властей Грузии, сказал Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II в ходе встречи с послом Армении в Грузии Грачем Силваняном и предстоятелем Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви, епископом Вазгеном Мирзаханяном.

Как сообщили в пятницу агентству «Новости-Армения» в пресс-службе армянского внешнеполитического ведомства, в ходе встречи были подробно обсуждены вопросы статуса Армянской Апостольской Церкви в Грузии, принадлежности ряда армянских церквей, местных армянских памятников, а также сохранения и восстановления армянских храмов.

«Его Святейшество заверил, что представленные вопросы получат надлежащее решение при совместных усилиях духовных и светских властей Грузии», - говорится в сообщении.

Илия II также подчеркнул важность развития многовековых отношений между Арменией и Грузией, выразив желание принять в ближайшее время Католикоса Всех Армян Гарегина II.

В Тбилиси 19 ноября обрушилось здание армянской церкви Сурб Геворг, построенной в 1356 году. В связи со сложной ситуацией, сложившейся вокруг армянских храмов в Грузии Верховный Духовный Совет Армянской Апостольской Церкви и ряд общественных организаций выступили с резкой критикой бездействия грузинских властей.

ВДС призвал власти Грузии и Грузинскую Православную Церковь предпринять незамедлительные шаги по предоставлению Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви статуса юридического лица и возвращения ей армянских церквей с целью нормальной организации национально-церковной жизни грузинских армян и надежного сохранения армянских святынь.

Geo написал 08 декабря 2009

“Только нация, сильная духом, может противостоять посягательствам чужих”

Несколько дней назад в Ереване перед посольством Грузии состоялась акция протеста против антиармянской политики грузинских властей. Корреспондент ArmAr.am в беседе с организатором и предводителем акции протеста – св.отцом Акопом Хачатряном – попытался выяснить цели и результаты этой акции

-Отец Акоп, не новость, что Грузия проводит антиармянскую политику посягательств на армянский язык, культуру, армянские церкви, просто сейчас эта политика приобретает более очевидный и более циничный характер. Что не могло не вызвать волну протеста в Армении, а обрушение церкви Св.Георгия кажется стало последней каплей…

-Проблема, действительно, назревала давно. Постсоветская Грузия стала проводить антиармянскую политику, которая продолжается до сих пор.

Армянская община Грузии не имеет никакого юридического статуса, она не имеет права заниматься 21 армянскими церквями, которые находятся на территории Грузии. Статус еще 5-и наших церквей считается спорным, они непосредственно не находятся в юрисдикции Армянской Апостольской Церкви.

Чтобы предотвратить подобную антиармянскую политику, Католикос Всех Армян и высший духовный совет огласили заявление против грузинских властей и против грузинской церкви, требуя, чтобы нам были возвращены наши церкви, чтобы мы могли осуществлять их охрану и реставрацию. В свое время по этому вопросу в Грузию отправился премьер-министр Армении, были диалоги между министерствами иностранных дел Армении и Грузии, министерствами культуры обеих стран, диалог между нашим Католикосом и грузинским патриархом, но до сих пор нет никакой реакции и никаких изменений.

После обрушения серкви Св.Георгия, сооруженной в 14-ом веке, кажется не осталось других вариантов, кроме как протестовать во всеуслышание всему миру, всем международным структурам. Это – очень важная акция, посредством которой мы пытаемся озвучить проблемы наших церквей.

Инициатива принадлежит Армянской Апостольской Церкви, ее сыновьям и дочерям. Ряд молодежных организацией независимо от нас уже собирались организовать акции протеста, просто мы все объединились в рамках одной акции.

Нашей акцией протеста мы требуем от грузинских властей и грузинской церкви предоставить юридический статус Грузинской Епархии Армянской Апостольской Церкви, возвратить наши церкви и уважать и охранять культурные ценности армянского народа.

- Отец Акоп, во время акции протеста состоялся диалог между послом Грузии в РА Григолом Табатадзе, которому было предъявлено послание с требованиями армянской стороны. Как он отреагировал на тербования армянской стороны, какой была его позиция?

-Во-первых, мы выступили не только с требованиями, изложенными в послании, а также потребовали ответов на аналогичные письма прошлых лет.

Посол Грузии заявил, что церковь Св.Георгия обрушилась из-за ветров. Просто непонятно, как могла по этой причине обрушиться церковь 14-го века, которая 7 веков подряд выходила победителем из сражений с естественными катастрофами и ветрами.

Понятно, что они пытаются завуалировать, скрыть истинные причины, тем самым в очередной раз доказывая, что в Грузии не действует закон свободы совести.

Во время встречи с послом мы заметили, что он обеспокоен. Он попросил, чтобы участники акции перестали скандировать “Стыд” и “Не искажайте историю Армении” и другие лозунги, мотивируя это тем, что “неприлично” решать проблемы таким способом.

На что я ответил ему, что если речь идет о приличиях, то разве прилично разрушать армянские церкви, стирать армянские надписи, уничтожать хачкары…

Когда грузинская сторона говорит о приличиях, значит диалог должен вестись в этой плоскости, следовательно, мы ожидаем приличного отношения грузинских властей к требованиям нашей церкви.

Если поведение грузинской стороны “прилично”, значит и мы таким же образом выражаем наш протест.

В конце добавлю, что мы в своей стране должны высоко поднять наш национальный дух, чтобы быть в состоянии оценивать по достоинству наши национальные ценности и защищать их от чужих посягательств.

Арусяк Охикян

Арко написал 20 января 2010

ВОПРОСЫ ВЛАСТЯМ ГРУЗИИ. В связи с тем, что основные принципы взаимоотношений секулярного грузинского государства с ее Православной Церковью находятся в противоречии, мы, встревоженные граждане своей страны, обращаемся к Властям Грузии с несколькими вопросами. Мы считаем, что в деле укрепления и развития демократии Грузии Ваши ответы будут иметь особое значение.

1. Почему у нас не принимается закон о люстрации, который должен распространиться как на политиков, так и на духовенство?

2. Государственный бюджет пополняют не только православные граждане, но и представители других религий (мусульмане, иудеи, христиане Армянской Апостольской Церкви, католики, езиды, баптисты, пятидесятники, иеговисты и др.), атеисты и другие нерелигиозные граждане. Поэтому, считаете ли вы или нет, что на этом фоне передача Грузинской Православной Церкви из президентского и правительственных фондов 25 миллионов в 2009 году является дискриминацией и вмешательством в дела церкви? Не считаете ли вы нарушением вышеуказанных принципов, когда из государственных резервных фондов финансируется телеканал “Единодушие”, принадлежащий Грузинской Патриархии?

3. Какой цели служило и насколько было закономерным, когда в феврале 2008 года, перед парламентскими выборами, были переданы высокопоставленным иерархам этой церкви дорогостоящие автомобили – джипы и пикапы?

4. Насколько законным можно считать передачу правительством Грузинской Патриархии такого большого количества недвижимости (зданий и других строений) лесов, сельхозугодий?

5. Почему не возвращается имущество другим религиозным концессиям, отобранное у них в советский период, как возвращается таковое Грузинской Православной Церкви?

6. Почему только Православная Церковь освобождена от уплаты налогов? И почему подобные привилегии не распространяются на другие конфессии?

7. Между государством и Православной Церковью оформлено дискриминационное соглашение, на основании которого Патриархия имеет эксклюзивное право давать разрешение духовным лицам из других конфессий посещать места лишения свободы. Почему по сей день продолжается подобная дискриминационная практика и почему до сих пор не аннулировано это соглашение?

8. Насколько оправданным является участие политических и общественных деятелей в религиозных ритуалах? Особенно в предвыборный период. Насколько оправдан был прием президентом Грузии делегации вооруженных сил НАТО в кафедральном соборе Святой Троицы.

9. Насколько оправданным является постоянное использование религиозной символики и риторики со стороны президента страны, председателя парламента, отдельных парламентариев, министров, представителей местных органов самоуправления, разных государственных деятелей?

10. Почему наши власти не реагируют на преступления, которые совершают православные духовные лица, преследуя религиозные меньшинства?

11. Почему не привлечены к ответственности те духовные лица, которые проносили наркотики в места лишения свободы? Почему освободили на основании ходатайства Патриархии трех задержанных лиц, обвиненных в избиении журналиста Первого канала? Почему не реагируют органы правопорядка на так называемых “защитников православия”, которые направляют письма с угрозами в адрес тех, кто не разделят их религиозных взглядов?

12. Почему Министерство внутренних дел и Генпрокуратура начали следствие по факту изготовления и распространения видеоролика с шаржем на Католикоса – Патриарха, когда такое проявление мнения допустимо международными стандартами и законами о Свободе слова и Свободе мнения, а также самой Конституцией Грузии?

13. На основании закона об общем образовании в учебных учреждениях запрещен прозелитизм, индоктринация и применение религиозных символов вне академических целей. Несмотря на это, все эти требования тотально нарушаются. Почему власти не реагируют на это и не обеспечивают исполнения закона?

14. Считаете ли вы или нет, что вышеописанные реалии взаимоотношений между Православной Церковью и государством создают угрозу единству в государстве и самому его существованию, а также его либерально-демократическому развитию? Считаете ли вы, что сервилистическое отношение всего политического класса к Патриархии способствует клерикализации государственных институтов?

Арко написал 21 марта 2010

Ancestral Stones - Камни предков (видео-ролики)

(Signakhi-Сигнахи):

?v=rJ-Mn9-20dU (Ananuri-Ананури):
?v=1Czz9X1-w9Q (Surami-Сурами):
?v=nny2jbCSAJA

Арко написал 09 апреля 2010

ՎԵՐԱՕԾՎԵՑ ԱԽԱԼՑԽԱՅԻ ԾԻՐԱ ԳՅՈՒՂԻ ՍԲ. ՀՐԵՇՏԱԿԱՊԵՏԱՑ ԵԿԵՂԵՑԻՆ

Ապրիլի 8-ին Ախալցխայի Ծիրա գյուղում Վիրահայոց թեմի առաջնորդ Տ. Վազգեն եպիսկոպոս Միրզախանյանի գլխավորությամբ տեղի ունեցավ Սբ. Հրեշտակապետաց ( Սբ . Գևորգ ) եկեղեցու վերաօծման արարողությունը , որից հետո եկեղեցում մատուցվեց անդրանիկ Պատարագը:

Եկեղեցու բակում ծիրացիների հետ միասին Վիրահայոց թեմի առաջնորդ Տ. Վազգեն եպիսկոպոս Միրզախանյանին, Սամցխե-Ջավախքի առաջնորդական փոխանորդ Բաբկեն Աբեղա Սալբյանին և Վիրահայուց թեմի ողջ քահանայական անձնակազմին իրենց ազգային պարերով ու երգերով դիմավորեցին Ախալցխայի հայակական երիտասարդական կրթա-մշակութային կենտրոնի սաները:

Վերաօծման արարողությանը ներկա էր նաև Ղազախստանից ժամանած գործարար Ալեքսանդր Մաթևոսյանը, որի նյութական օժանդակության շնորհիվ վերանորոգվել էր Սբ. Հրեշտակապետաց եկեղեցին:

Ծիսական արարողությունների ավարտից հետո ներկաներին մատուցվեց մատաղ:

Եկեղեցու վերանորոգման աշխատանքները սկսվել էին դեռևս 90-ական թվականերին, որի ընթացքում վերանորոգվել էր եկեղեցու տանիքը:

Ծիրա գյուղի բնակիչ Լևոն Մաթևոսյանի կազմակերպչական աշխատանքների շնորհիվ 2007թ. գարնանից Սբ. Հրեշտակապետաց (Սբ. Գևորգ) եկեղեցու վերանորգման աշխատանքները նոր թափ ստացան: Հարկ է այստեղ նշել ներկայումս Ղազախստանում բնակվող գործարար Ալեքսանդր Մաթևոսյանի նյութական օժանդակության կարևորությունը, որի շնորհիվ վերանորոգվեց եկեղեցու հատակը,ինչպես նաև բարեկարգվեց եկեղեցու ներքին ու արտաքին տեսքը:

http://akhaltskha.net/news/verao39c39v.../2010-04-08-191

Арко написал 09 апреля 2010

Арко
ՎԵՐԱՕԾՎԵՑ ԱԽԱԼՑԽԱՅԻ ԾԻՐԱ ԳՅՈՒՂԻ ՍԲ. ՀՐԵՇՏԱԿԱՊԵՏԱՑ ԵԿԵՂԵՑԻՆ http://i003.radikal.ru/1004/d5/24a5befaafe2.jpg http://s53.radikal.ru/i142/1004/86/939310c425cb.jpg (...) http://akhaltskha.net/news/verao_39_c_39_v.../2010-04-08-191

В Ахалцихе после ремонта была освящена армянская церковь Св. Архангелов. 8 апреля состоялась церемония освящения церкви Святых Архангелов (Св. Геворг) в селе Цира района Ахалцихе в Грузии. Церемонию освящения отремонтированной церкви провел епископ Вазген Мирзаханян. После освящения в церкви Святых Архангелов была отслужена первая литургия. Присутствующим был представлен концерт выпускников Армянского молодежного культурно-образовательного Центра города Ахалцихе.

Работы по ремонту церкви начались еще с 1990-х гг, и стараниями жителя села Цира Левона Матевосяна и бизнесмена из Казахстана Александра Матевосяна были отремонтированы крыша, пол и внешний фасад церкви.

PanARMENIAN.Net

Арко написал 21 апреля 2010

В Грузии разрушается очередная армянская церковь. Армянская церковь Сурб Еревман (Св. Богоявления) в Ахалцихе (нижний Джавахк). Разрушается грузинами. Уже разрушен алтарь и один придел церкви, основанной в 7 веке. В процессе разрушения были обнаружены хачкары с армянскими надписями, которые по данным на 21.04.2010 г. не были перевезены.

По словам сотрудников муниципалитета Ахалциха, к разрушению церкви городские власти никакого отношения не имеют. Все происходящее – дело рук Министерства сохранения памятников культуры Грузии. Как стало известно, на месте этой древней армянской церкви планируется построить грузинскую церковь.

Фоторепортаж предоставлен Джавахкской диаспорой России.

Арко написал 03 мая 2010

Церковь Ошкванк (Ошки) в деревушке Чамлыямач, что недалеко от озера Тортум Церковь Ошкванк находится в деревушке, носящей теперь название Чамлыямач. Это селение, окруженное стенами безжизненных скал, утопает в зелени, как и всё дно ущелья, ведущего к нему.

Вид церкви, построенной в X веке и достойной украсить любую из столиц, в этом, затерянном в горах местечке, потрясает. Кое где стены этого грандиозного сооружения пронизаны трещинами, стволы деревьев подменяют колонны, а на крыше растет кустарник, но в целом можно сказать, что церковь неплохо сохранилась, особенно по сравнению с армянскими храмами эрзурумского вилайета.

Церковь имеет в плане смесь 3-нефной базилики и креста, крыша над двумя плечами которого провалилась. Однако барабан и покрытый черепицей купол все еще стоят на четырех мощных столбах. Интересной особенностью архитектуры сооружения является то, что базилика лежит в плоскости юг-север, а не восток- запад, как обычно. Местами, на стенах, сохранились фрески с текстом и изображениями святых. С остальной, почти всей, поверхности, а дело это непростое - церковь высока, фрески и штукатурка сбиты ударами топора, следы этих размеренных ударов покрывают стены как чешуя.

Источник

Грузия достигла договоренности с Турцией о восстановлении храми Ошки. В измерительных работах в грузинской церкви Ошки в Турции примут участие грузинские специалисты. Как сообщил журналистам на брифинге сегодня заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, договоренность об этом с турецкой стороной уже достигнута. «С турецкой стороной достигнуто соглашение о том, что в измерительных работах примут участие грузинские специалисты. Что касается восстановления памятника, турецкая сторона дала согласие, чтобы эти работы также провели грузинские специалисты», - сказала она. Древнейший памятник грузинской архитектуры храм Ошки на территории Турции на грани развала и требует немедленной реставрации. Грузия Online

Geo написал 07 июня 2010

Как Грузинская Церковь отделилась от Армянской Апостольской Церкви

Историческая справка

Изначально грузинская церковь признавала верховенство Армянской церкви отчасти по политическим соображениям, отчасти же потому, что в Грузии христианство было принято от Армении. Кроме того, эта подчиненность во многом была основана на авторитете Григора Лусаворича, который до сих пор признается всеми христианами Кавказа, как свой первый и всеобщий апостол. Согласно греческому варианту "Жития Святого Григора" Григор Лусаворич послал в Иберию, Лазику и Албанию трех апостолов - Иренаркаса, Софриноса и Товма, вместе со святой Нино. (о последней - Е. Тайканшвили "Источники Грузинских летописей, I Обращение Грузии в христианство" Тбилиси 1910). Греческие историки тоже сообщают примерно об этом. Так, по словам церковного историка 5-ого века Соломена "Я узнал, что армяне приняли христианство раньше, чем грузины и другие" (Соломен, "История"). Сохранились также сведения, что в 4-6 веках грузинские католикосы получали свой сан от Армянской Церкви(Акинян Г.Г. "Кюрион - католикос грузинский" Вена 1910). И армяне, и грузины имели некое общее исповедание христианства. Для примера можно отметить, что каждый год большой караван паломников армян направлялся в Мцхети для поклонения тамошней святыне - Святому Кресту, в то время как такой же караван грузин каждый год направлялся в Вагаршапат для поклонения Святому Эчмиадзину ("Книга записей" Тбилиси 1901). Общими были также церковные обряды. Так, в то время грузинская церковь признавала "матах" (жертвоприношение, символизирующие пролитую Христом кровь за человечество), а также "пост Святого Саркиса" - обряды, которые до сих пор есть в армянской церкви. В деле же раскола главную роль сыграл грузинский католикос Кюрион, а также непоколебимая позиция Армянского католикосата. Дело было так. Кюрион родился в Джавахке, но, несмотря на это, он был грузином. Уже став взрослым, он перебирается в Каппадокию и там принимает ортодоксальное православие. Но после возвращения на родину в 594 году он скрывает свое вероисповедание. Более того, он нанимается на службу к армянскому католикосу Мовсесу Ехвардеци (575-604) и добивается карьерного роста - назначается канцлером католикосской службы. В 598 году умирает католикос Грузии, после чего из Грузии в Эчмиадзин прибывает большая делегация грузинских князей и вельмож для того, чтобы просить назначения нового католикоса. После консудьтаций самим подходящим кандидатом на пост католикоса Грузии признается Кюрион, который и назначается католикосом под именем Самуила II-ого (598-612). После этого Самуил II (Кюрион) в Грузии разворачивает бурную деятельность по пропаганде ортодоксального православия. Стоит заметить, что его старания находили отклик в стране, особенно в свете того, что после падения Грузинского царства постепенно назревал вопрос не допущения ассимиляции грузин в обшехристианском пространстве. Но до поры до времени Самуил II (Кюрион) не действовал открыто: был еще жив католикос и одновременно его наставник Мовсес Ехвардеци. В конце 604 года Мовсес Ехвардеци умирает, и это как бы развязывает Самуилу II-у (Кюриону) руки. Ситуация складывается в его пользу еще и потому, что избрание очередного армянского католикоса затянулось из-за начавшейся войны между Персией и Византией. Временным исполнителем обязанностей армянского католикоса становится Вртанес Багратуни, брат небезызвестного Смбата Багратуни. Весь 605 год ушел на подготовку избрания нового католикоса армян. В конце концов, в 606 году созывается церковный собор, в повестке которого был один этот вопрос. Но католикос опять не избирается, а вместо этого собором принимается свод правил, который, в свете недавних гонений императора Маврикия, ужесточал санкции против духовных лиц византийского обряда. В частности, в нем содежался пункт, гласивший о том, что православное духовное лицо не имеет право занимать высокий пост в системе армянской церкви даже после покаяния. Это решение уже ставит Самуила II (Кюрионв) в невыгодное положение и он начинает деятельность по отделению, благо в Грузии давно уже была такая тенденция. Ситуация накаляется и уже готова была взорваться. Нужен был только толчок, который и происходит в пограничном с Грузией городе Гадженк (Цуртав), который находился на крайнем севере-востоке провинции Гугарк (По словам Страбона "река Арагва протекает с Кавказских гор и сливается с Курой. Они же и есть границы между Арменией, Иберией и Албанией. Из Армении в Иберию можно попасть по ущельям Арагви или Кура" Страбон). Армянский первоисточник-современник Ухтанес так передает ход событии ("История", Вагаршапат 1871): Армянский епископ этого города по имени Мовсес имел давние недружеские отношения с Самуилом II-ым (Кюрионом). После принятия правил против византийских ортодоксов, он, к концу 606 года каким-то образом выясняет про "православное прошлое" Самуила II-о (Кюриона) и сразу же сообщает об этом в Эчмиадзин. И пока там думали, что делать, Самуил II (Кюрион) предпринимает ответный шаг. Дело было в том, что в городской церкви Гадженк служба велась на армянском языке , по причине чего местные грузины не имели возможность понять ее. Самуил II (Кюрион) повелевает, чтоб отныне служба в церкви шла только на грузинском. В это же время приходит категорическое указание из Эчмиадзина Мовсесу немедленно помириться с Самуилом II (Кюрионом). Мовсес едет в Мецхети с повинной, но Самуил II (Кюрион) отказывается мириться с ним и даже ставит Мовсеса в такое положение, что он вынужден спасаться бегством. Эчмиадзин направляет Самуилу II-ому (Кюриону) письмо, на который тот отвечает уклончиво. Переписка продолжается некоторое время и никто не хочет уступать. В 607-ом году наконец избирается новый армянский католикос, который принимает имя Абраам Алтабанеци (607-615). Он тоже продолжает переписку, но результата так же не получается из-за неуступчивости сторон. Окончательный разрыв произошел в начале 609 года, в связи с празднованием рождества Христова... После этого в дальнейшем предпринимались попытки снова объединить две Церкви, но все они заканчивались провалом. А после того, когда грузинская церковь попала под полное влияние греческой церкви, она заняла в отношении армянской церкви особо непримиримую позицию. В собственно грузинских источниках были уничтожены все былые свидетельства единства, изменены были религиозные предания и т.д... В 1103-ом году на соборе в Раб-Урбанисе Армянская церковь была признана грузинским как еретическая (Л. Меликсет-Бек "Грузинский извод сказании о посте Араджавор" Петроград 1917)...

ЮСИСАПАЙЛ (Северное Сияние) Электронная версия 6 июня 2010 года http://husisapail.narod.ru/gruzzerk.htm

Арко написал 08 июня 2010

Армяне Ахалцихе опасаются передачи армянской церкви грузинским католикам. Армяне Ахалцихе (армянонаселенный город на юге Грузии) опасаются передачи армянской церкви Еревман Сур Хач (Святой Крест Богоявления) грузинским католикам, сказал во вторник журналистам директор Научно-исследовательского центра историко-культурного наследия при Министерстве культуры Армении Акоп Симонян.

По его словам, исследователи уверены, что церковь действует с 13-го века, есть также пока не подтвержденное предание о том, что храм существовал уже с 7 века. «Но в том, что с 13-го века там действовала армянская церковь, сомнений быть не может. Эта церковь не могла быть католической, так как католичество появилось в Ахалцихе лишь с 17 века», – сказал Симонян.

По его словам, церковь изначально принадлежала Армянской Апостольской Церкви, а позднее когда Ахалцихе стал центром армянских католиков, храм перешел к ним. Он напомнил, что церковь была разрушена в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и восстановлена непосредственными предками Шарля Азнавура – братьями Азнаурянами в 1866-1886 годах. В 1903 году там была построена большая молельня и колокольня.

Сейчас, по словам историка, церковь находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации. Симонян считает, что храм должен быть восстановлен усилиями местных и армянских специалистов, а вопрос его принадлежности должны решить духовные лидеры Армянской Апостольской Церкви и армянских католиков. При этом, эксперт считает, что церковь ни в коем случае нельзя передавать грузинским католикам.

По словам Симоняна, о принадлежности храма армянам свидетельствует тот факт, что при проведении там работ были обнаружены три хачкара (инкрустированный крест-камень), на трех из которых были надписи на армянском языке и выгравирована дата «1366». При этом он отметил, что работы там проводились без соблюдения принятых археологических норм.

Историк отметил также, что найденные в Ахалцихе хачкары опровергают также утверждения о том, что армянское население там якобы появились после переселения армян из Карина (Эрзрума) в 1828 году, во время русско-турецкой войны.

Новости-Армения

Арко написал 09 июня 2010

Вопрос спорных исторических памятников на территории Грузии должны изучать эксперты Вопрос связанный с историческими памятниками на территории Грузии, являющимися предметом спора между армянами и грузинами, должна изучить специальная комиссия экспертов, считает грузинский прозаик Реваз Мишвеладзе. Проблемы вокруг армянских церквей в Грузии обострились в мае 2008 года, когда представители Грузинской Православной Церкви начали возводить вокруг армянской церкви Сурб Норашен в Тбилиси металлическое заграждение с присущей грузинской церкви атрибутикой. Грузинская епархия Армянской Апостольской Церкви квалифицировала это как нарушение заключенного между двумя церквями соглашения о возвращении в лоно Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви церквей Сурб Норашен, Сурб Ншан, Святой Богородицы, Святого Минаса и Святого Геворга. «Должны быть созданы компетентные комиссии по изучению этого вопроса, чтобы они дали свои заключения», - сказал Мишвеладзе, добавив, что грузинская сторона не будет оспаривать основанные на истине решения. Грузинский писатель добавил, что в истории как Грузии, так и Армении были времена, когда и та, и другая страна не имели государственности и все же продолжали «идти рука об руку по тяжелому пути истории». Источник:

Эту сказку армяне Грузии слышат уже много лет. К сожалению она будет "рассказываться" ещё долго и это понятно любому даже не искушённому обывателю. Умышленное растягивание времени и планомерное присваивание армянских святынь и исторических памятников - вот истинная цель грузинского истеблишмента.

Арко написал 24 июня 2010

ԲԱՑ ՆԱՄԱԿ ԱՄԵՆԱՅՆ ՀԱՅՈՑ ԿԱԹՈՂԻԿՈՍ ԳԱՐԵԳԻՆ Բ-ԻՆ Վեհափա’ռ Տեր Սամցխե-Ջավախք տարածաշրջանի Ախալցխա քաղաքի հայ Առաքելական եկեղեցու հավատաորներս խիստ մտահոգված ենք Տ. Մանուկ քահանա Զեյնալյանին Թիֆլիս տեղափոխելու Սրբազանի որոշման կապակցությամբ: Մեր խորհին համոզմամբ նրա տեղափոխությունը ուղղակի կապ ունի վերջին շրջանում Ախալցխայի Սբ. Երևման ( Սբ. Խաչ) եկեղեցու շուրջ տեղի ունեցած հայտնի դեպքերի հետ, քանզի Տ. Մանուկ քահանան այն եզակի մեր հայ հոգևորականներից էր, որը հանուն հայկական հուշարձանի պահպանման չկարողացավ չարձագանքել հայ կաթողիկե եկեղեցու շուրջ տեղի ունեցող գործընթացներին :

Այն օրվանից ինչ Ձեր բարձր տնօրինությամբ Տ. Մանուկ Զեյնալյանը նշանակվեց Ք. Ախալցխայի Սբ. Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցու քահանա, մեր ժողովրդի մոտեցումը եկեղեցու հանդեպ կտրուկ փոխվեց: Ներկայումս Ախալցխա քաղաքում եկեղեցի հաճախողների թիվը մի քանի անգամ ավելի շատ է քան Սամցխե-Ջավախքի որևէ քաղաքում կամ գյուղում: Այս կարճատև երեք տարիների ընթացքում Տեր Մանուկ քահանային հաջողվեց փոխել ժողովրդի հնացած մոտեցումը եկեղեցու նկատմամբ, որը առաջացել էր սովետական անաստվածության տարիներին և վաղուց ինչ փոխվելու կարիք ուներ: Ժողովրդի շրջվելը դեպի մեր հայկական մայր եկեղեցին չի կարող ուրախություն և ոգևորություն չառաջացնել Սամցխե-Ջավախքի նման մեկուսացման մեջ հայտնված տարածաշրջանում, երբ ամենուր արդեն կամաց-կամաց հայկականի ծարավ ու կարիք է զգացվում:

Հարկ է նաև նշել, որ Տեր Մանուկ Քահանա Զեյնալյանի նախաձեռնությամբ 2008թ. ապրիլից կազմակերպվեց քաղաքի Սբ.Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցու պարսպի շինարարությունը, շնորհիվ որի եկեղեցու տարածքը փակվեց և տարանջատվեց շրջակա փողոցներից, իսկ 2009թ. եկեղեցին գրեթե ամբողջությամբ վերանորոգվեց: Այս ամենի հետ մեկտեղ անուշադիր չմնաց նաև քաղաքի Սբ.Նշան եկեղեցին, որը չնայած ախալցխահայության պահանջների, մինչ օրս չի վերադարձվել Հայ Առաքելական Եկեղեցուն: 2008թ.Սեպտեմբերի 27-ից 28 Մյուռոնօրհնեքի արարողության մասնակցելու նպատակով Տեր Մանուկ Զեյնալյանի նախաձեռնությամբ կազմակերպվեց ախալցխացիների համար իր տեսակի մեջ եզակի ու աննախադեպ ուխտագնացությունը դեպի Մայր Աթոռ Սբ. Էջմիածին, որին բախտ ունեցան մասնակցելու 84 հոգի: Նմանատիպ ուխտագնացություն տեղի ունեցավ նաև 2009թ. դեպի Տաթևի վանք, որի ընթացքում մեր ժողովուրդը այցելեց հայկական բազմաթիվ սրբավայրեր և ավելի լավ ծանոթացավ մեր մայր եկեղեցու պատմությանը:

Վեհափա’ռ Տեր Այս ամենի հետ մեկտեղ ուզում ենք նաև ավելացնել, որ այս երեք տարիների ընթացքում մեր ժողովրդի և Տ. Մանուկ քահանա Զեյնալյանի միջև հաստատվել են բավական ջերմ փոխհարաբերություներ, որի շնորհիվ ունեցել ենք բազմաթիվ ձեռքբերումներ : Այսպիսով, ուշացումով, սակայն մեր խորհին շնորհակալությունն ենք ուզում հայտնել Ձեզ, երեք տարի առաջ Տեր Մանուկ Քահանա Զեյնալյանին Ախալցխա գործուղելու համար և խնդրում Ձեր Սրբությանը օգնել մեզ` Տեր Մանուկ քահանային Ախալցխայից Թիֆլիս չտեղափոխելու հարցում:

Խոնարհաբար մատչիմք ի համբույր Ձեր Սրբության Սուրբ և օծյալ աջոյն: Ախալցխա քաղաքի հավատավորներս Akhaltskha.net

Арко написал 26 июня 2010

ДОМ БОЖИЙ - ПОД ТОТАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ Армянство в Грузии является коренным и государствообразующим элементом. Этот фундаментальный тезис имеет ключевое значение с точки зрения национальной идентичности этой части армянства, хотя он еще не закреплен в грузинском законодательстве. Сегодня наши соотечественники стоят перед серьезным и трудным испытанием: повсеместно и на каждом шагу неприкрыто и безнравственно попираются и нарушаются их элементарные и человеческие права как в бытовом, так и в духовном и культурном плане.

МАЛО ТОГО, ЧТО САМЫМ ВАРВАРСКИМ ОБРАЗОМ УНИЧТОЖАЮТСЯ ИЛИ ПРИСВАИВАЮТСЯ все следы армянской цивилизации. Теперь в этой сфере находят свое проявление самые удивительные и отвратительные явления. В столице Грузии - члена Совета Европы - под строжайшим контролем уже оказалась Армянская Церковь, в частности кафедральная церковь Св. Геворка на Мейдане. Проблема заключается в том, что обычно здесь по субботам и воскресеньям собираются армяне, молятся, беседуют. И это естественно, ведь другого подобного места для встреч у армян в городе нет.

Однако теперь здесь установлена аудио- и видеоаппаратура, которая четко фиксирует обстановку в церкви и в притворе, а также поведение отдельных армян-прихожан. Интересно, на чем основаны подобные недоверие и подозрительность. Неужели это достойно страны, считающейся "островком демократии"? Думается, что задача заключается в том, чтобы сорвать национальную консолидацию и организованность, так как "по их мнению" эти собрания опасны... для страны. Своими болезненными соображениями и воображением они якобы предупреждают "угрозу сепаратистских настроений".

Убеждения же и подходы самих властей заключаются в том, что необходимо контролировать все, исходя из соображений "национальной безопасности". Странно и удивительно, не правда ли? В действительности же тотальный контроль тонко скрывает достаточно четкую и определенную тенденцию национального недоброжелательства и дискриминации.

"Голос Армении" - Р.ЗУРИКЯН

Арко написал 27 июня 2010

Грузия: вандализм в отношении армянских памятников Грузия является страной, где на протяжении веков бок о бок проживали представители самых различных национальностей и религий. Доказательством тому является улица Леселидзе в Тбилиси, где построены Армянская, Католическая, Православные церкви, Мечеть и Синагога (причем не одна).

Также известным фактом является то, что армянское население страны еще со времен Давида-Строителя, великого грузинского царя, массово жило в Тбилиси: прогрессивный царь переселял в свою страну армян, более одаренных в коммерческих делах, нежели грузины, для развития экономики своей страны. Армяне издревле славились и своим умением надежно строить. Многие из самых древних их построек стоят в стране и по сей день.

Однако ныне в Грузии не принято вспоминать заслуги армян в строительстве государства грузинского. Не принято обсуждать и вопрос Армянских церквей, после коллапса СССР, ставших сначала бесхозными, а затем незаметно перешедшими во владение Грузинской Православной церкви, являющейся церковью-доминантой в Грузии.

В то же время при вступлении страны в Совет Европы Парламентской Ассамблеей СЕ была дана рекомендация в течение двух лет принять закон “О меньшинствах”, способный урегулировать вопросы, связанные с положением национальных и религиозных меньшинств, издавна проживающих в Грузии. По всей видимости, у нынешнего руководства страны отсутствует политическая воля для принятия закона, способного урегулировать вопрос возвращения исторически армянских храмов в лоно Армянской Апостольской церкви. Учитывая же тенденции массовой беззаконной экспроприации государством земли, на которых чуть ли не столетия имеются постройки, с изгнанием людей, проживающих в данных строениях без какой-либо компенсации, Армянская церковь Грузии рискует вообще остаться без пяди земли, не говоря уже о церквах, исторически принадлежавших и даже построенных армянами.

Согласно историческим данным, ААЦ представлена в Грузии отдельным церковным образованием с V века. В трудах армянского историка Ухтанеса сказано, что уже в V веке в Цуртави заседал армянский епископ Мовсес, который находился под юрисдикцией Армянского католикосата. Вместе с тем, как пишет Матеос Ураеци, во времена величайшего из грузинских царей Давида-Строителя представительству армянской церкви в Грузии был дан высокий статус епархии с административным центром в Тбилиси, в котором уже с 631 года существовала Армянская кафедральная церковь Сурб Геворг. В некоторых грузинских кругах ныне говорят о том, что эта церковь была куплена армянами у неспособных ее содержать грузинских властей. На это мнение один из служивших в Грузии армянских священников заявил, что, даже если такой факт и имел место, то он в первую очередь плохо характеризует тех, кто был на той стороне сделки.

В то же время, согласно данным исторических источников, за 15 веков в Грузии Армянская церковь возвела 600 построек духовного содержания. Это утверждение, высказанное представителями Армянской церкви на одной из конференций, грузинскими научными, религиозными кругами и СМИ было воспринято, как провокационное требование Армянской церкви вернуть 600 церквей, что никоим образом не соответствовало истине.

Ныне…

Конституция Грузии и взятые страной международные обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии, так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического лица. Таковой статус имеется у доминантной религиозной группы Грузии – у Грузинской Православной церкви, что было закреплено Конкордатом, подписанным между ГПЦ и правительством Грузии. Этот Конкордат поставил ГПЦ в привилегированное положение, в том числе и в налоговом плане. В результате в религиозной жизни страны сегодня действуют дискриминационные порядки, где церковь-доминанта правит, а церкви-меньшинства не имеют признанного юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.

Результатом такого положения является то, что ныне речь идет о так называемых спорных церквах, пять из которых находятся в Тбилиси и одна – в Ахалцихе, компактно населенном гражданами Грузии армянского происхождения. Это церкви Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугну Сурб Геворг, Сурб Минас и Сурб Ншан. Вышеуказанные церкви находятся в закрытом состоянии, они рушатся.

В 2005 году Министерство культуры, охраны памятников Грузии реализовывало программы, направленные на защиту культурного наследия Грузии. Эти программы, к сожалению, никак не затронули культурные религиозные памятники армянского происхождения на территории Грузии.

Окна автора этой статьи выходят на церковь Мугну Сурб Геворг, где покоится частица мощей Св. Геворга. В старом Тифлисе эта церковь служила своеобразным центром армянской культуры. С тех пор до нас дошли ценные рукописи, среди которых и Евангелие, вышедшее в свет с 1447г. Во времена Советской власти до 1980 года церковь действовала как музей народного искусства. После в стенах ее возникли серьезные трещины, с 1990 года она считается аварийной.

Несколько месяцев назад церковь рухнула, как и многие другие здания в Сололаки, в результате проливных дождей. На следующий же день к развалинам подъехала грузовая машина, которая оперативно вывезла все загородившие путь жителям двора кирпичи и камни XV века. Вскоре было объявлено, что грузинская сторона обязательно восстановит и реконструирует церковь. И она действительно стала это делать. Но после реконструкции церковь станет грузинской, а грузинские надписи, которые появятся там при помощи “интеллигентных и образованных грузинских археологов”, будут говорить о том, что армяне занимаются провокациями и присваивают грузинское культурное наследие.

Не далее, чем два дня назад в Тбилиси приехал молодой человек из ЮНЕСКО, которому его грузинские сокурсники в Лондоне (!) многое рассказывали о фактах такого присвоения. Он решил во всем убедиться сам и сделать фотографии. Он посетил двор, в котором остаются развалины Мугну Сурб Геворг, а на следующий же день возле здания, поверх груды обломков, появились каменные плиты с надписями на старогрузинском языке и вырытая яма, в которой, уверена, завтра будут справлять новоселье останки какого-нибудь несчастного грузинского князя с какого-то там Чхороцху.

Увидев все это поутру, я подняла панику, на что находящиеся там рабочие и заспанные гордые грузины, повылезавшие из своих окон, стали обвинять меня в провокациях, якобы, идет реставрация, и археологи ведут свою работу. Затем почтенный усатый дедушка, который до того отчитал меня, как сильно провинившегося ребенка, стал доказывать приехавшему армянскому священнику, что мы все, возмущающиеся, щи лаптями хлебаем, и что эти камни с грузинскими надписями были могильными плитами в церкви, которые после очередной реставрации использовали в верхних стенах церкви. Такое археологическое чудо трудно встретить где-либо еще, кроме как в Грузии. На мое заявление, что прецедент появления древних грузинских могил за одну прекрасную ночь уже был в случае с Норашеном, дедушка в пижаме, подергав гордо торчащим усом, заявил, что я все придумываю с недосыпа.

В то же время у церкви в джипе сидел молодой человек, похожий на агента 007, и мирно почивал, явно пребывая на дежурстве. Когда поднялся шум, он молчаливо присутствовал рядом, как тень, внимательно слушая наши обвинения. Неподалеку в переулке в это время маячила полицейская машина.

Весьма подозрительным является то, что в правом углу церкви появился какой-то камень, размером с могильную плиту. Как скульптура, которую еще не презентовали обществу, он невинно прикрыт каким-то то ли линолеумом, то ли брезентом. На наш вопрос, что означает эта прикрытая археологическая тайна, мы получили невероятный ответ: “Это стол, который притащили рабочие, чтоб на нем выкладывать свой обед во время перерыва”!!!

Когда я требовала ответа за плиты с грузинскими надписями у рабочих, которые делали свое дело, их прораб сказал, что так должно быть, сказано – так сделать, и так будет.

Молодому гостю из Московского офиса ЮНЕСКО я показала и Католическую церковь Успения Св. Марии. Там же мы повстречали священника из Ивлиты, где Грузинская Православная церковь отняла Католическую церковь села, где все жители являются католиками. Падре Зура рассказал Диару и про другие церкви, отнятые ГПЦ у Католической церкви. Затем мы проследовали по улице в Синагогу, где женщина, ответственная за прием туристов, рассказывала о том, что из множества существовавших прежде Синагог остались 2. Остальные грузины забрали для своих нужд.

Мы подвели итоги: в Тбилиси остались 2 Армянские, 2 Католические церкви и 2 Синагоги. Он призадумался. Но, кажется, выводов не сделал. Видимо, хорошо им пьется с грузинскими сокурсниками из Лондона. Они его убеждают в том, что понаехали когда-то меньшинства, а теперь присваивают грузинское культурное наследие. Так, из года в год приходится встречать людей, которые работают в таких организациях, которым по статусу пора бы уж знать – кто у кого и что отнимает. Но по-прежнему “либералы из международных структур” рассказывают мне сказки о том, как здорово защищены права меньшинств в Грузии. Бог с ними…

Но хотелось бы, чтоб те, кто рассуждает не штампами, а фактами, посмотрели фотографии, прилагаемые к данной статье, и запомнили момент, как очередная Армянская церковь превращается в грузинскую, и у грузин появляется новый повод кричать, что армяне занимаются провокациями. В то время, как те грузины, которые стоят за этим делом, средь бела дня проявляют себя как вандалы!

автор - Виктория МАКСОЕВА, “Республика Армения” Тбилиси

Арко написал 29 июня 2010

Мои друзья из ДДР просили передать:

Джавахкская диаспора России просит ознакомиться с интервью главой грузинской Епархии ААЦ, епископа тер Вазгена Мирзаханяна: http://azg.am/AM/2010060816 Многие джавахкские армяне считают, что в его интервью звучат антиармянские, антиджавахкские и антироссийские мысли. Джавахкская диаспора России считает, что епископу тер Вазгену Мирзаханяну необходимо дать через ту же газету "АЗГ" конкретные пояснения некоторым своим высказываниям. Мы также считаем, что данную статью необходимо довести до сведения Его Святейщества Католикоса всех армян Гарегина Второго.

Арко написал 30 июня 2010

Католикос Всех армян Гарегин II поднял вопрос юридического статуса епархии ААЦ в Грузии Я приветствую участников 17 сессии Генеральной Ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), происходящей на армянской земле и надеюсь, что эта встреча станет хорошей возможностью для устранения существующих разногласий в христианском мире”, - в ходе 17 сессии Генеральной Ассамблеи МАП заявил Католикос Всех армян Гарегин II.

По его словам, на сегодняшний день отделение церкви от государства воспринимается как взаимоисключение двух понятий, которые приводит к формированию безразличия населения в отношении духовой сферы. “Мы убеждены, что невозможно решать светские проблемы тогда, когда государство отстранено от церкви”, - подчеркнул Католикос Всех армян.

По поводу армяно-грузинских отношений в духовной сфере Гарегин II заметил, что посредством подобных мероприятий можно достичь согласия в том, чтобы в власти Грузии предоставили юридический статус Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ).

Источник

Арко написал 01 июля 2010

А этой статьёй (ниже) грузинские "историки" видимо решили ответить на статью напечатаную в ЮСИСАПАЙЛе

Ересь к храму не ведет 29 июня 2010 года в Ереване начала работу XVII ежегодная Генеральная ассамблея Межпарламентской ассамблеи Православия. Церемония открытия состоялась в здании Национального собрания Республики Армения. В текущем году ассамблея посвящена теме «Вклад Православия в становление и развитие государственности стран восточно-христианской традиции». В мероприятии приняли участие православные парламентарии, гости и эксперты из 16 стран мира. Звучали приветствия в адрес организаторов и участников ассамблеи от национальных парламентов, межгосударственных организаций, межцерковных организаций и религиозных лидеров. К собравшимся со словом приветствия обратился Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Русскую Православную Церковь на ассамблее представляет руководитель Секретариата Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, который зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла... Предшествовало данной ассамблее несколько важных событий, обойти вниманием которых с точки зрения защиты догматов ортодоксальной христианской веры считаю опасной ошибкой и потерей бдительности. Одним из предпоследних реверансов плохо завуалированной политики РПЦ в сторону Армянской Апостольской Церкви явилось организованное в 2009 году в Москве, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - Председателя Попечительского Совета Международного общественного Фонда единства православных народов - заседание Правления, Попечительского Совета и Комиссии по премиям Фонда. Были рассмотрены кандидатуры для присуждения премии Международного Фонда единства православных народов им. Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2009 год по номинации «Глава Церкви». Принято решение о присуждении премии Фонда в этой номинации Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II До этого знакового события, 20 с лишним лет тому назад, на встрече с главой Армянской Апостольской Церкви США, в ту пору ещё митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил: «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви»... (...) P.S.: Как говорится в дошедшем до нас патерике, в 1964 году Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) прибыл в Ленинград, где в кафедральном соборе была отслужена совместная с митрополитом Ленинградским, торжественная Литургия. Во время архииерейских словословий - митрополит Ленинградский с кадилом в руке, басом...нараспев - пожелал дооолгие лееееета "Патриарху всех грузин и армян Ефреееему", на что - в ответном поклоне, Патриарх Ефрем тихо, но отчетливо произнес: "сам ты - еретик"... Давид Картвелишвили

Показать больше сообщений
Close