Осквернители праха

  • 1K Просмотров
  • Последнее сообщение 17 октября 2009
Geo написал 17 октября 2009

Осквернители праха

У подавляющего большинства уголовников есть некоторый кодекс чести. Они могут грабить, убивать, насиловать, но к некоторым вещам даже у этих натур сохраняется уважение. Например, уважение к могилам и памятникам. Встречаются, однако, христианские пастыри, которым неведомы и эти минимальные для человека нормы нравственности. Например, среди «батюшек» Грузинской Православной Церкви есть небезызвестный «отец» Тариел - сравнением с такой личностью должен оскорбиться даже «пахан»-уголовник. Этот, с позволения сказать, «пастырь» одержим маниакальной ненавистью к Армянской Апостольской Церкви и ее прихожанам. Своей «специализацией» он еще с 1995 года избрал жемчужину Тбилиси, храм Норашен Сурб Аствацацин, о судьбе которого мы уже писали в статье «Братья» во Христе» (см. «АНИВ» № 17). Время от времени с бандой своих подручных «батюшка» затевает очередную «реставрацию» закрытой церкви, которая состоит в уничтожении всех следов ее армянской принадлежности для последующего присвоения Грузинской Патриархией. Каждый раз армянская общественность бьет тревогу, грузинские власти обещают воздействовать на ситуацию, но к этому времени банда во главе с «батюшкой» успевает отгрызть крепкими крысиными зубками еще часть армянских свидетельств на камне – алтарь, надпись над входом, хачкары, фрески. Потом уходит в тень перед очередным «набегом». Теперь вот дошел черед до осквернения могил, указывающих, как и все остальное, на армянскую принадлежность церкви – «батюшка» Тариел со товарищи с помощью экскаватора попытался ликвидировать надгробные камни благотворителей Михаила Ивановича и Лидии Петровны Тамамшевых, похороненных у стен церкви более ста лет назад. В этот раз подоспевшим армянам удалось предотвратить худшее, и надгробные камни были возвращены на место. Но что творится внутри закрытой церкви, куда тбилисских армян по-прежнему не допускают? Нет сомнений в том, что гражданским властям и церковному начальству «батюшки» ничего не стоит остановить его систематические и «плодотворные» набеги. Но кому останавливать, если новый главный храм нынешней Грузии, храм Троицы - символ возрожденного при независимой государственности грузинского православия, - построен в прямом смысле слова на костях армян, на месте армянского кладбища? Другого места не нашлось. А ведь мало в какой из стран Христианского мира общество сейчас настолько религиозно, как в Грузии. Удивительно даже не то, что христианство совмещается с такими деяниями. Удивительно то, что вера подталкивает к ним, что Церковь едва ли не первая культивирует шовинизм, ненависть к армянским «нечестивым еретикам», которых вообще-то следовало бы считать собратьями-христианами. Мы вправе сетовать на фанатичную целеустремленность немалой части грузинского общества в деле постепенной «зачистки» столицы от всего армянского – начиная с ассимиляции людей, заканчивая присвоением церквей и уничтожением могил. Но давайте задумаемся о доле своей вины. Могли ли мы когда-то считать эту землю Арменией? Почему границы своей земли уже давным-давно размылись в наших глазах? Почему мы обосновывались в этом городе, были его мэрами и благотворителями, застраивали его европейскими зданиями, основывали здесь театры, да и вообще составляли большинство населения? Почему строили в Каире и Львове, Стамбуле и Калькутте, почему сейчас, прячась от проблем на Родине, пускаем корни где-то на краю света? Мы игнорировали непреложные законы жизни. Там, где ты не можешь рассчитывать сам стать хозяином, ты можешь полагаться только на милость хозяев. Хозяева меняются: империи, царства, республики. Одни к тебе более благосклонны, другие менее. Но настает время «отцов Тариелов»: они быстро дадут понять, что ничего твоего на этой земле нет, что на хозяев ты должен смотреть только снизу вверх и вообще – лучше бы тебе «на выход». Все, что ты и твои предки создавали столетиями, может быть потеряно в «мгновение ока» – по историческому масштабу времени. Мы, конечно, продолжаем сетовать и перечислять, сколько всего сделали для Тбилиси – не понимая, что это не повод для гордости, что мы расписываемся в непростительной наивности своей и своих предков. Живя сегодняшним днем, не видя вперед дальше завтрашнего, мы не хотели понимать простых истин. Чем глубже пускаются корни, тем с большим остервенением их когда-нибудь будут выкорчевывать. Чем богаче достояние, тем тотальнее будет грабеж. Главное уже сделано: удушение тбилисского Армянства произошло не вчера – оно длилось достаточно долго под наркозом красивых тостов за дружбу народов и любимый город. Теперь наркоз уже не нужен. Теперь шустрые существа вроде «батюшки» Тариела и его стаи отгрызают, обгладывают пальцы, нос и уши у неспособного подняться, теряющего сознание Человека. Сегодня Человек из последних сил шевельнулся, и они юркнули в темноту, но ведь крысиные зубки не сточатся и стая вернется – завтра или через месяц. Мы реалисты и не требуем от грузинского общества уважения к армянам и армянскому наследию в Тбилиси. Речь об уважении грузин к самим себе. Дело сделано, теперь имейте чувство собственного достоинства, придержите своих «отцов Тариелов» и позвольте Умирающему спокойно отойти в мир иной. Прежде чем срочно протискиваться в Европейский Дом, грузинскому обществу нужно задуматься о психологической основе многих сегодняшних феноменов – в частности, отношения к гражданам негрузинской национальности и их достоянию. Франция, Швеция, Чехия и т.д. далеко не идеал, но темные стороны грузинского общества – это отнюдь не пороки европейцев или народов Востока, создавших великие цивилизации – китайцев, персов, индусов, арабов. Эти темные стороны слишком напоминают «нормы поведения» соседей в Турции и Азербайджане, для которых война с алтарями и могильными камнями есть органическая форма существования в истории. От коллективной психологии ущербности, которая порождает такую войну, излечиться трудно, но пора уже поставить перед собой эту цель.

Источник: Журнал "Анив"

Geo написал 21 ноября 2009

Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии заявила протест

В ночь на 19 ноября в Тбилиси, в районе Сололаки, обрушилась массивная стена армянской церкви Мугнецоц Св. Геворга, построенной в 1356 году.

В 1793 ГОДУ ЭТА ЦЕРКОВЬ В ЧИСЛЕ ДРУГИХ АРМЯНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ТИФЛИСА входила в Ахпатскую епархию. В 1795 году церковь разграбили персы, но благодаря настоятелю церкви тер Шмавону часть утвари удалось спасти. В 1852-93гг. в церкви была произведена частичная реконструкция. Отметим также, что во дворе церкви Мугнецоц Св.Геворга похоронены известные общественные деятели и видные представители армянской общины Грузии. В годы советской власти церковь была превращена вначале в этнографический музей, а позже - в склад. В 1990 году здание церкви было признано аварийным. Церковь Св. Геворга вместе остальными четырьмя церквами (Св.Норашен - XV век, Шамхорецоц Св.Аствацацин (другое название Кармир Аветаран) - XXIII век, Ереванцоц Св.Минаса - XVIII век и Св.Ншана - XVIII век) в Тбилиси и церковью Св. Ншана в городе Ахалцихе входят в список церквей, которые Св.Эчмиадзин требует вернуть армянской епархии. В этой связи Первопрестольный Эчмиадзин неоднократно обращался к властям Грузии, патриарху и международным организациям. Однако все попытки были тщетными. Грузинские власти до сих пор игнорируют это требование, и у армянской стороны из-за этого нет возможности реставрировать и укреплять церкви, которые находятся в плачевном состоянии. Отметим, что это уже второе обрушение армянской церкви в Тбилиси. Первый случай произошел в 1989 году, когда обвалилась церковь Шамхорецоц Св. Аствацацин. Епархия ААЦ в Грузии уже заявила решительный протест, считая, что вся ответственность за разрушение церкви лежит на Министерстве культуры и охраны памятников Грузии, на балансе которого находятся вышеупомянутые армянские церкви. "Складывается впечатление, что Патриархат Грузинской Православной Церкви и власти этой республики, не решая вопросы возвращения этих церквей армянской епархии и их сохранения и реконструкции, умышленно уничтожают важнейшие очаги армянской культуры" - сказано в сообщении епархии ААЦ в Грузии.

Тигран МИРЗОЯН, «Голос Армении»

Close