Католикос всех армян Вазген Первый (1955 — 1994)

В гибельном и чуть не ставшем последним для армян и армянской государственности XX веке армянский народ дал миру целую плеяду великих имен. Их деяния прославили бы любую другую нацию и поэтому стали общечеловеческим достоянием. К числу тех, по которым нас знал и ценил мир, принадлежит Католикос Вазген I.

В год его 100-летия в серии "Документальные материалы из истории Армянской церкви" вышел сборник "Католикос Всех Армян Вазген I Палчян". В нем представлены документы, касающиеся деятельности патриарха и помеченные 1952-1965гг. Издательство "Мугни" планирует выпуск второго тома, охватывающего остальной период жизни Католикоса вплоть до кончины в августе 1994г. Книга вышла в свет благодаря содействию армянского отделения Фонда "Галуст Кюлпенкян". Составитель и редактор громадного (1375 стр.) - тома Геворг Язычян. Нельзя не выразить признательности составителю, проделавшему огромную работу (многие материалы переведены с русского на армянский вместе с Арменом Овакимяном) и вводящему в научный оборот уйму не известных широкому кругу материалов, помеченных грифами "секретно" и "совершенно секретно". В том включены служебные документы, сообщения, переписка, отчеты, протоколы, есть послания Вазгена I и другие материалы. Большое место среди них занимает переписка между чиновниками Совета по делам Армянской церкви (при правительстве Армении) с их московскими кураторами. По этим письмам видно, как отслеживался каждый шаг и каждая инициатива армянского духовного пастыря и в каких условиях ему приходилось поднимать фактически из руин Армянскую церковь после избрания Католикосом 30 сентября 1955 года. Прежде чем выделить некоторые штрихи из приведенных материалов, несколько биографических сведений о юбиляре. Левон-Карапет Палчян родился 3 октября 1908 года в Бухаресте в простой семье обувщика-ремесленника Абраама и домашней хозяйки Сирануйш (предки из Западной Армении). Учился в колледже "Мисакян-Кесимян", Бухарестском высшем торговом училище (1924-26гг.). Преподавал. В 1936г. завершил факультет литературы и философии Бухарестского государственного университета, в 1937 там же - отделение педагогики. Сотрудничал в прессе, издавал журнал "Герк" ("Пашня"). С 1929 по 1943гг. работал учителем в армянских школах Бухареста. В 1942-1944гг. - член Комитета помощи советским военнопленным в лагерях Румынии. В 1943 году - крутой поворот в судьбе. Учитывая пожелания Совета Румынской епархии Армянской церкви, а также образовавшуюся вакансию должности руководителя, Палчян принимает монашество и 28 ноября служит свой первый молебен, затем становится предводителем Румынской епархии, а с 1954г. и Болгарской. В 1955 году 125 голосами из 137 избирается 130-м Католикосом. ...Сегодня мало кто помнит Эчмиадзин середины 50-х годов XX столетия. Кафедральный собор и остальные строения достались в наследство Вазгену I в плачевном состоянии. По тем же материалам сборника видно, какие реставрационные работы пришлось организовать Католикосу (главным образом благодаря пожертвованиям Галуста Кюлпенкяна и других зарубежных благотворителей), чтобы привести Эчмиадзин (и многие другие церкви) в божеский вид. Католикос развернул активнейшую деятельность по многим направлениям. Укреплял связи с Диаспорой. ААЦ вошла в 1962 году во Всемирный совет церквей. Пастырские визиты главы церкви в епархии и доскональное изучение положения дел в них помогли в корне изменить ситуацию, избавиться от тех, кто не был достоин звания служителя церкви. Открылась духовная семинария на полуострове Севан. Открылась единственная в СССР негосударственная типография в Эчмиадзине, печатающая исключительно церковную и культурно-просветительскую литературу. Многие армянские реликвии благодаря Вазгену I вернулись со всех концов мира в армянские хранилища, музеи и картинные галереи. За активный вклад в борьбу за мир Католикос награждался румынским орденом, золотыми медалями Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира. Кавалера советских орденов "Знак Почета" (1968г.) и Дружбы народов (1978г.) к очередному юбилею ожидали куда более серьезные испытания. В 1988 году он не получил причитающегося к 80-летию советского ордена. Но то, что сделал благородный старец в последние 6 лет земной жизни, навсегда осталось в истории. В 1988-м Вазген I признался: "Я стал священником, чтобы служить моему народу. Вне армянского народа я не знаю христианства". Эта выстраданная и доказанная всем жизненным путем фраза с особой очевидностью проявилась в тяжелейшие годы крушения советской империи и обретения Арменией независимости. С началом Карабахского движения, почти не колеблясь, и уж во всяком случае задолго до тугих на соображение светских властей Католикос встал рядом с народом. Читая материалы сборника, вовсе не удивляешься этому шагу. К сожалению, невозможно не то что передать в заметках, но и просто прочитать с одного наскока 1375 страниц энциклопедического формата. Поэтому ограничусь упоминанием крох из замеченного мной. Став Католикосом, Вазген I начал в 1955 году с требования о передаче Св.Эчмиадзину закрытого Ганзасарского монастыря (НКАО), Сурб Хач (Ростов) и Татева. Разве мог такой человек остаться в стороне от Движения? Между тем в годы сталинской инерции большой проблемой были даже хлопоты о предоставлении для Эчмиадзина автобуса "ПАЗ" (чтобы отвозить в Ереван певцов церковного хора). Этих самых певцов (послание руководителя Совета по делам Армянской церкви в ЦК ЛКСМ Армении, 1963г.) предписывалось каким-либо образом отлучить от пения в Эчмиадзине, но ни в коем случае не выдавать при этом, что это установка властей. Вопрос об автобусе через предсовмина А.Кочиняна переадресовали аж в союзное правительство. Чем кончились "мероприятия" с певцами, не знаю. Но известно, что одна из 13 хористок (есть имена и домашние адреса) - это Лусинэ Закарян, которая стала украшением хора Эчмиадзина.

...Еще 17 августа 1964 года Вазген I в своем кондаке (обращении) к пастве предваряет грядущую дату 50-летия Геноцида армян. Там есть прекрасный художественный штрих, метко характеризующий трагедию: "В этом мире больше нельзя было быть армянином". Католикос прямо, насколько это было возможно, используя образ мучеников, говорит о нашей вечной памяти и долге перед их душами видеть страну единой и спасенной. Католикос объявляет 1965-й Годом скорби, а на его послания откликаются и разделяют 24 апреля своими молитвами армянскую боль Папа Римский, главы Русской Православной и Англиканской церквей. В одном из агентурных донесений в Москву о взглядах еще не Католикоса, а епископа Палчяна есть такая его мысль (апрель, 1955): "Если, не приведи Господь, советская власть рухнет, азербайджанцы и грузины, объединившись, постараются стереть нас..." Автор донесения оценивает взгляды гостя "крайне националистическими". Между тем "шовинист" всего лишь осуждал (в беседе с Я.Заробяном, еще не первым секретарем КП Армении) действия советского правительства, отдавшего Карабах, Нахиджеван и Джавахк соседям. И еще тогда, в 1955, предупреждал об опасности ассимиляции армянских общин во многих странах, видя спасение в возвращении на родину. В каждый день всей своей долгой жизни Вазген I стремился сделать еще что-то для своей паствы. Его деятельность должна стать объектом внимания серьезных историков. И вышедший к юбилею I том материалов - прекрасное подспорье для исследований о человеке, который стал первым Национальным героем Третьей Республики, получив это звание, вопреки канонам, раньше мирян. Ему выпало счастье дожить до независимости Армении и спасения Арцаха. Священник, патриот, гражданин, он высоко поднял планку на каждом из этих трех поприщ. По канонам нашей церкви причисление к лику святых впредь исключено. Может быть, это и к лучшему. Потому что случается порой, когда даже в этот культовый институт протаскивают случайных лиц. Католикос Всех Армян Вазген I прожил свою жизнь в полном соответствии со своим духовным званием пастыря. Это было под силу не всем его коллегам. Жизнь, а точнее - житие Вазгена I останется, осталось и проросло в зернах добра, посеянных щедрой рукой праведника.