Св. Татеваци об испытаниях и искушениях...

«Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» Сирах 2:1

В Ветхом Завете в открытую о сатане ничего не говорится, порою пророки говорили о нем, и то образно и притчами, показывая его врагом человечества и противником добрых дел. И на это были свои причины.

Во-первых, люди тех времен не могли воспринимать разумное и бестелесное, ибо были очень наивны и нравами, как младенцы. Поэтому закон для них был дан телесный, как и обетования. Врага же знали телесного, а грехов избегали так же телесных.

Во-вторых, о сатане говорилось образно, чтобы они не подумали, что есть два противопложных бога, один добрый, а другой злой.

А вот в Новом Завете, когда люди исполнились Духа Святого, мудрости, богопознания и им открылась Св. Троица, был дан духовный закон и духовные обетования, Царство праведникам, а нечестивцам и грешникам наказание вечное. Вот тогда через Св. Апостолов и Св. Отцов Церкви был сказано о сатане, что он враг Божий, Ангелов и человечества, который был сброшен с Небес и ищет погибели для людей.

Вот поэтому Апостол и говорит: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12)

Искушения Адама и Христа

Как знаем по Св. Писанию, сатана тремя способами искушал Адама: вкушением - «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи...»; гордостью – «и вы будете, как боги,...»; и любостяжанием – «знающие добро и зло...». Отметим, что Св. Татеваци считает, что любостяжание бывает двух видов: любостяжание вещественного и любостяжание знания, которым сатана и искусил Адама. Теми же видами сатана искушал и Господа Бога нашего. И как Адама в образе змея искушал и победил его, так и Господа искушал уже в образе человеческом, но не смог победить.

Вкушением – «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». «Христос сумел бы камни превратить в хлеба, как воду в вино, но не пожелал», – говорит Св. Татеваци, ибо Господь этим хотел научить нас, чтобы в действиях мы не применяли бы свою власть, но мудрость. И чтобы победить ложь не нужно творить чудес, ибо хватит и свидетельств из Св. Писания. Так же не надо слушать сатану, несмотря может его советы могут казаться добрыми, но его намерения и воля всегда злы, ибо всегда ищет погибели для людей, а для этого сам и строит им козни. Христианину так же полезно знать, что нельзя творить добрые дела напоказ людям, ибо как птица может склевать зерна, которые на поверхности земли, так и сатана может навредить добродетелям, которые творятся напоказ людям.

В ответе Господа сатане «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4) мы видим, что человек нуждается как в телесной пище, так и в духовной, но духовная важнее, и поэтому более нам надо искать духовной пищи, чем телесной, ибо «наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лук. 12:31).

К месту будет отметить, что наш Господь три раза взалкал и ни разу не нашел нормальной пищи, а всего лишь бесполезную. В первый раз, когда взалкал, тогда сатана «преподнес» Ему камни; во второй раз, когда подошел к смоковнице и не нашел плодов, а всего лишь листья; и в третий, когда на кресте вместо воды ему поднесли уксус. Алкание Господа это желание нашего спасения, но есть христиане, которые преподносят Ему камни, когда не хотят каяться и исповедоваться, таковых пища не угодна Господу. Ибо как говорит пророк Иезекииль: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19), т.е. сердце раскаянное.

Другие христиане преподносят всего лишь множество листьев, т.е. творят множество молитв, но добрых дел не имеют, таковых молитва неприятна Господу. А тех, которые приносят уксус, т.е. зависть, ненависть, споры и распри Господь тоже не принимает. Сейчас рассмотрим второе искушение Господа, искушение гордостью – «и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». В этом искушении сатаны Св. Татеваци замечает его следующее намерение: «если Христос сбросит Себя вниз и останется живым, сатана сказал бы: возгородился Ты». Но Господь мудро отвечает: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».

В этом искушении сатана проявил свои слепоту, слабость и злобу... Был слеп, т.е. знал, что есть Сын Божий, но не ведал, что Христос и есть Сын Божий и поэтому говорил «если Ты Сын Божий». «Значит, что сатана имел более веры, чем неверующие, - заключает Св. Татеваци, – ибо сатана верил, что Бог имеет Сына и может камни превратить в хлебы. А вот неверующие с двух сторон слепы, ибо не веруют, что есть Сын Божий и не верят, что Христос есть Сын Божий». Слабость проявил тогда, когда сказал: «бросься вниз...», ибо сам не мог Его сбросить, поэтому и просил Его сделать это. Это говорит о том, что сатана не может силой кого-либо заставить согрешить, только может давать советы, как согрешить, и не может победить человека без его согласия.

Говоря, бросься вниз, показал свою злобу, ибо желает, чтобы святые, стремившиеся на Небеса, скатились бы в ад, как и он сам. Вот поэтому и не сказал: вознесись ввысь.

Итак, когда сатана увидел, что не смог обмануть Господа вкушением и гордостью, тогда вознес Его на гору, чтобы побороть любостяжанием: «берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Отметим, что сатана никогда не мыслит доброго, не кается и всегда пребывает в гордости, ибо изначально пожелал быть подобным Богу, а теперь желает, чтобы все ему поклонялись бы, как Богу.

Как и Адаму солгал, говоря: «не умрете», так и здесь лжет: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее», ибо все царства не принадлежат сатане, а Богу, и не может дать кому-либо, если на то не будет воли Господа. Надо заметить, что Господь два раза сатане ответил спокойно, но в этот раз строго: «отойди от Меня, сатана», и тем самым нас научил, чтобы с терпением нести оскорбления и хулу направленные на нас, а вот когда оскорбляют Бога или ближнего, надо защищать их и воздавать хулящим. Так же поступил Господь: когда Его называли самарянином (Ин. 8:48-49) – терпел, а вот когда хулу произносли на Святого Духа, тогда Он вознегодовал (Матф. 12:31), а так же выгнал продавцов из храма (Матф. 21:12-13). «Но многие поступают наоборот, – замечает Св. Татеваци, – ибо гневаются, когда слышат хулу, обращенную им лично, а вот когда хулят Бога или ближнего, то об этом и не заботятся». Итак, когда Господь так ответил, то сатана побежденным убежал от Него.

Может быть возникнет вопрос: тогда почему Господь попустил, чтобы сатана искушал Его? Св. Татеваци отвечает, что Христос не для того пришел в мир сей, чтобы прославиться и удостоиться чести, а для того чтобы понести поругания и Крест, чтобы смертью Своей спасти человека от сатаны. И смерть больше чем искушения, и если смерть воспринял, то не удивительно, что и искушения понес. «Так же сатана есть глава всем грехам и злу, а злые люди есть члены сатаны. И это евреи, которые распяли; Пилат, который осудил; воины, которые пригвоздили. Итак, если Христос попустил членам убить Себя, – заключает Св. Татеваци, – то почему удивляться, если глава их сатана искушал Христа?» И если сатана посмел искушать Христа, то тем более будет искушать и верующих христиан...

Как сатана искушает верующих

Со времен Адама сатана непрестанно продолжает искушать род человеческий с одной лишь только целью – чтобы навредить ему. Как он стал причиной изгнания Адама из Рая, так и всем людям желает вечной погибели.

Если бы не милость Божья, то не спаслась бы ни одна плоть. Поэтому человек всегда находится между благодатью Божией и бесовскими искушениями. С одной строны нас хранит и помогает нам благодать, а с другой строны искушают бесы, строящие нам всякие козни и вселяющие злые помыслы. Хранение Божие двоякое: внутреннее и внешнее. Внутреннее, когда Господь Своею благодатью хранит от зла наши разум, душу, волю и направляет их к доброму. А внешнее, когда посредством ангелов хранит от зла наши телесные чувства, дела и помогает в добродетелях «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псал. 33:8). И все же, с одной стороны, по попустительству Господа сатана сможет искушать кого-либо, пример тому искушения Иова, или же бесы, которые вошли в стадо свиней, не без ведома Господа. А с другой стороны, сатана сможет искушать человека, только при том случае, если тот сам произвольно последует ему.

Итак, многочисленны искушения бесов, как и говорит псалмопевец «подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Псал. 90:7) Здесь псалмопевец имеет в виду, что сатана искушает верующих с левой и с правой сторон. С левой стороны, т.е. когда помогает впасть в грехи плотские: чревоугодие, воровство, блуд и т. п. А вот с правой стороны воюет сильнее, т. е. мешает сотворить добродетель, строит всякие козни и силки, а если не преуспеет в этом, то помогает человеку в сотворении добродетели, чтобы после, как и сам пал, ввергнуть его в гордость и в тщеславие и тем самым лишить наград вечных. А если и этого не сможет соделать, то ввергает его в заботы мирские, напоминает о старости, болезнях, внушает о паломничестве в Иерусалим, и тем самым приучает к сребролюбию. Будучи побежденным и здесь, сатана, являясь во сне в образе ангельском, начинает давать советы, которые поначалу сладки, но конец их зол, чтобы соблазнить и ввести в заблуждение и тем самым погубить человека.

Но сильнее всего сатана искушает христианина на смертном одре. Поначалу вселяет сомнения в отношении Св. Троицы и Христа, а после уже борет отчаянием о спасении. «Поэтому те, кто идет к больному, который при смерти, - наставляет Св. Татеваци, - должны утвердить его в вере во Христа, и громогласно сказать «Символ Веры», а так же укрепить его надежду милостью Божьей».

Далее, сатана, будучи отцом лжи, всякими уловками обманывает верующих, чтобы ввергнуть их во грехи, как и прародителей наших. К примеру, закон, который добр, выставляет как ни к чему не годный, а грехи, которые злы, благими для нас и полезными, т.е. доброе за зло, а злое за добро выставляет. Поэтому когда утвердит это в помыслах, то гневливного поведет к убийству, страстного к блуду, других к воровству, к пьянству и т.д. Или же, когда человек еще не согрешил, сатана напоминает ему, что Бог милостивый, человеколюбивый, а когда даст согрешить, то о Боге говорит, как о немилосердном, гневливым, наказывающем по справедливости и тем самым ввергает согрешившего в отчаяние. Поэтому нам надо всегда просить помощи у Господа и помнить, что Бог есть Судья Праведный, наказывающий за грехи, а если по случайности даже и согрешим, то исповедовать надо Господа милостивым, прощающим и человеколюбивым, и тем самым в покаянии получить прощение.

Св. Татеваци, исходя из слов Аввакума «Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков» (1:8), сатану называет вечерним волком, ибо как волк вечером более может навредить чем днем, так и сатана к концу времен более будет вредить, чем в первые времена, ибо с одной стороны знает, что наступают последние дни, а с другой стороны, как волк в старости становится хитрее и опытнее, так и сатана к концу времен, набрав опыта, начнет со всей злобой искушать верующих, чтобы погубить их.

Вспомним, как в первые времена христианства, сатана предавал смерти исповедников Христа, после, когда кончились времена языческих царей, то начались времена других искушений – появились ереси. После появились лжебратья в среде духовенства, которые служили не для славы Господа, а для нужд своей плоти, о которых говорит Павел: «их бог - чрево» (Филп. 3:19), такие не думают о спасении душ верующих, а лишь живут в угождение себе. А вот к концу времен, во времена антихриста, сатана еще сильнее вооружится против христиан. Одних обманет, творя ложные чудеса, других силой заставит отречься от Христа, третьим даст богатства, а некоторых обманет словом «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22).

И поэтому христианам надо всегда бодрствовать как и говорит Господь, чтобы не впасть в искушения ибо не знаем времени, когда произойдет, ни места, где произойдет, ни вида искушений, поскольку враг наш не дремлет: «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Матф. 13:25), ибо знает, какие именно семена дадут больше плодов.

Так в сердца епископов и священников он сеет семена взяточничества, ибо семена сии очень плодотворны. Берут взятку и производят суд неправедный, рукополагают недостойных, грехи отпускают, тем кто дает взятку, и тем самым становятся соучастниками и распространителями зла. В сердца монашествующих сеет лицемерие, чтобы в глазах верующих выглядеть святыми, постниками и молитвенниками и «они уже получают награду свою» (Матф. 6:5), такие себя изнуряют и мучают, но наград вечных лишаются. В сердца вардапетов сеет тщеславие, чтобы проповедовали и учили, при этом ища славы у людей, но они только теряют, умножая наказания вечные, несмотря, что другие получают пользу от их проповеди и наставлений.

В сердца же правителей и князей сеет гордость, злопамятство, зависть, ссоры, ибо все это дает обильные плоды и земля наполняется мятежами и войнами. Много плодов приносят и ростовщики, ибо как пиавки высасывают кровь у бедных, тем самым уготавливая себе геенну огненную. А в сердца тех, которые не ходят по воскресениям в церковь и не дают десятину сеет любостяжание. О таких людях Св. Татеваци говорит следующее: «И если из-за грехов случится засуха и град, то ропщут на Бога и злословят».

Множество плодов для сатаны дает так же «поле» торговцев, куда сеется ложь и обман, клятвы и воровство и т.п. В сердца же ремесленников и мастеровых сеет ложь, чтобы плохую работу выставить как хорошую и продать по цене хорошей. Сердца женщин наполняет щегольством, чтобы мужчин пленять для сатаны, сеет также колдовство, гадание, разговоры в церкви, раздор посреди братьев, ложь (ибо одна женщина более может наговорить лжи, чем сто мужчин), рождение незаконнорожденных детей и убиение их и много других плодов.

Итак, как видим сатана искушает людей по-разному, но все же, винить сатану во всем и можно и нельзя, как считает Св. Татеваци. Можно, ибо сатана искусил Адама, и все зло от сатаны произошло, и в сердца людей он сеет злые семена. Но наши грехи и искушения плоти нельзя приписывать сатане «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14), ибо настолько растленна наша природа, что даже без сатаны давала бы плевелы, как говорит Св. Татеваци: «настолько истлено наше поле, что даже без семен порождает всякое зло; и даже если сатана раз посеет в нас злые плевелы, то плодов будем давать множество».

И все же, здесь может возникнуть вопрос, как противостоять такому множеству искушений? В ответ на этот вопрос Св. Татеваци приводит слова Господа: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:21). Поэтому и нам с одной строны нужно поститься, чтобы избежать искушений сатаны, как и Господь постился 40 дней, несмотря не имел нужды в этом, но держал пост, чтобы научить нас, что иначе невозможно победить искушения сатаны.

А с другой строны, молиться, ибо как говорит Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38), а также Сам учит нас, как молиться: «не введи нас в искушение» (Матф. 6:13). И все же молитв и постов недостаточно, чтобы противостоять искушениям бесовским. Нужно еще и смирение, о чем говорит Св. Татеваци и приводит в пример из жития Св. Антония, который увидев распростертыми все сети бесовские, спросил Бога: «кто же избегнет их?». И был глас с Небес: «смирение избегает их». Итак, постом, молитвою и смирением, которое для Св. Татеваци является так же и покаяние мы можем ни только избежать искушений, но и даже противостоять им, когда по немощи нашей впадем в них.

Польза от искушений

То, что мы молимся: «не введи нас в искушение, но избавь от лукавого» (Матф. 6:13), не означает, будто бы просим, чтобы не пришли искушения, ибо от искушений мы получаем большую пользу, о чем и говорит Апостол Иаков: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12), «а просим, чтобы не быть побежденными от искушения, а с помощью Божией победить искушение», – считает Св. Татеваци.

Чтобы понять вышесказанное, надо отметить, что искушения, как считает Св. Татеваци, бывают внутренние и внешние. Внутренние, когда природа наша из-за наслаждений и удовольствий искушается и впадает в различные грехи, поэтому надо и просить, чтобы Господь не допустил бы нас впасть в эти искушения. А внешние, это когда настигают гонения из-за веры, которым надо радоваться, о чем и говорил Апостол Иаков: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (1:2).

Далее, само по себе искушение не является добром, а лишь в случае, когда побеждаем оное, приложив терпение. А если нету терпения, то искушение само по себе является злом, поэтому и надо просить, чтобы Господь не допустил впасть в искушения.

Итак, рассмотрим пользу от бесовских искушений. В искушениях человек становится мужественнее, и как раскаленное железо, когда опускают в воду, становится закаленным, так и человек крепнет в искушениях. В искушениях ум человека просветляется, ибо пребывая в борьбе, начинает замечать козни бесовские. Искушения человеку причиняют скорби от которых происходит терпение (Рим. 5:3-5. Иак. 1:2-4). Для этого Господь и попускает нам искушения бесовские, чтобы извлекали бы пользу, «поэтому, - заключает Св. Татеваци, - не надо просить искушений, как и просить их препятствию, а победы над ними». Итак, с одной строны мы сами не должны бросать себя в искушения, а с другой строны не бояться их, а побеждать с помощью Божией во славу Его.

Почему испытывает Бог

«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:6-7) Как золото, если в себе имеет примесь меди, в огне изменяет цвет, а если оно без примесей, то светится и блестит, так и человек, если в себе несет «примесь» маловерия и лицемерия, слабеет и изменяется в худшую строну.

А если крепка вера и без «примессей», то в искушениях крепнет более и утверждается в добром. Итак, как и было сказано выше, сатана не может искушать человека, если с одной стороны, Господь не попустит, а с другой стороны, если человек сам, по своей воле, не впадет в искушения. Может возникнуть вопрос, почему тогда Господь попускает, чтобы сатана искушал и тем самым, как бы и Он Сам испытывает человека? Св. Татеваци приводит ряд причин по которым Господь испытывает людей, несмотря, что Сам знает сердце человека и не нуждается в том, чтобы испытывать человека.

Итак, испытывает, чтобы человек сам себя познал бы, ибо когда нету испытаний, «все мы себя знаем, как совершенных, верных и утвержденных, а после испытания познаем свою слабость и смиримся пред Богом». Поэтому и говорит Апостол Павел: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:10-12). Или же Господь попускает впасть в какой-нибудь грех, чтобы смирить человека и привести к покаянию, ибо возгордился из-за множества добродетелей.

Испытывает человека, чтобы и другие люди познали бы лучше испытуемого. К примеру, в испытании становятся известными или сокрытые добродетели, как у Иова и хананянки (Матф. 15:22-28), или же сокровенное зло, и все узнают, что он не был благочестивым, а всего лишь лицемером. Далее, чтобы через испытания одного соделалось спасение другим, как через Крестную смерть Христа. Или же, как Апостолу Павлу было дано жало во плоти «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7), так и другим даны испытания, чтобы не возгордились из-за божественных даров. Испытания бывают так же и для славы Божией, как у евангельского слепорожденного: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:3). Своих святых и любимых Господь испытывает в назидание, чтобы те не лишились бы Царства Небесного, как Мариам из-за того что злословила своего брата Моисея, заболела проказой (Числ. 12:10).

Далее, чтобы немощной плотью победить бестелесного и сильного врага и тем самым прославить Бога. И в конце концов испытания желаемы святым мужам, и поэтому дает им Господь испытания и скорби, ибо они знают, что в испытаниях удаляются от телесных наслаждений и крепнут в вере. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Итак, как видим, Господь попускает искушения и скорби, и тем самым испытывает человека, однако отметим, что все же есть разница между тем как искушает сатана и тем, как испытывает Бог. Бог испытывает, чтобы человека привести к добру или же показать его сокрытые добродетели, а вот сатана искушает, чтобы человека удалить от добра и ввергнуть в грех. Далее, Бог при испытании дает терпение и выход из испытания, чтобы человек не впал бы в отчаяние: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13), а сатана наводит скуку, ропот и уготавливает погибель человеку. В начале искушения сатана не знает победит человека или нет, ибо если знал бы, то не боролся бы со святыми, с первомучеником Стефаном, Антонием и др. А вот Бог знает, сможет ли человек выдержать испытания и исходя из этого и дает испытания, чтобы по праведности удостоить человека венцов или наказаний.

Что есть испытания для человека

После вышеизложенного к месту будет так же рассмотреть и основные испытания, с которыми встречается человек в своей жизни. Итак, испытвается человек величием и бедностью, ибо величие роскоши и власти, как телесное, так и духовное, являются испытанием для человека.

Если знает, как властвовать по воле Господа и по заповедям, то Господь оставит ему власть, а если нет, то возьмет и отдаст другим. Так и при богатстве, если знает, как расспоряжаться ими по воле Господа, т.е. кормить голодных и помогать нуждающимся и Церкви, то Господь увеличит его богатство и благословит его. А если, используя власть и богатства, будет лишать и унижать других, есть и пить, блудить и прелюбодействовать, то богатсво и власть, обернутся для него бедой, как в этой жизни, так и в будущей. Испытанием для человека являются так же бедность и подчиненность, ибо если знает как в бедности и в подчинении воздавать славу Богу, тогда добро будет ему от этого испытания, или в жизни вечной, как бедному Лазарю из евангельской притчи, или же в этой жизни, ибо Господь освободит от подчинения и бедности.

Далее, человек испытывается здоровьем и болезнью. Бог дает здоровье, чтобы оное использовать во спасение души и сотворение заповедей, а если в здравии забудет заповеди Божии и начнет грешить, творить зло, то Господь даст немощи плоти, боли и разные болезни. А если понесет все это без ропота, прославляя Бога, то Господь опять даст ему здоровье, а если наоборот будет роптать и продолжать грешить, то будет мучаться как здесь, так и в вечности. Испытывается человек так же добром и злом. Если человек доброе дело свершает во славу Господа и во спасение души своей, то Господь будет постоянно оберегать его, чтобы сатана не навредил ему в соделании доброго дела. А если добро сотворит для своей славы напоказ людям, тщеславясь и с лицемерием «друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Иоан. 5:44), тогда Господь попустит, чтобы он опозорился и раскрылось его лицемерие. Также Господь попускает человеку впасть в некое зло для смирения, чтобы после покаявшись, познать всепрощающее милосердие Божие.

Испытаниями для человека являются так же покой и скорби. Порою Господь дает человеку покой и радость, а после скорби, и если в скорбях он забывает Бога, то выходит, что Господа любил только из-за покоя и радости, а если и в скорбях будет любить Господа, то любовь сия совершенна.

Испытания для человека хвала и порицание, и как огонь испытывает золото, так и хвала испытывает человека. Если похвалят человека и он возгордится, и будет тщеславиться, то ясно что он медь, а не чистое золото, пример тому Авессалом, который возгордился, когда народ похвалил его и потерял царство.

Так и всякий человек, если будет изменяться: при похвале будет гордиться, а при порицаниях будет скорбеть, то явно, что он не был боголюбивым и благочестивым, а тщеславным и несовершенным. Совершенный же человек при похвале не станет гордиться, как и при порицаниях не будет скорбеть. На это Св. Татеваци приводит пример из Отечника: «некий святой старец повел своего ученика на кладбище и начал сильно оскорблять мертвых, от которых не получил ответа, после начал сильно восхвалять их – тоже не получил ответа. Тогда говорит своему ученику: «таким должен быть совершенный человек, похожим на мертвого, не тщеславиться, когда хвалят, и не скорбеть, когда порицают».

Далее, надо знать, что человек себя не должен хвалить, а его ближний, ибо когда сам себя хвалишь, то ложно сие свидетельство, а вот свидетельство ближнего истинно. И вот когда тебя хвалят, то с одной стороны, не надо тщестлавиться, а с другой стороны, не надо паниковать и приходить в замешательство, наоборот, надо оставться спокойным и отвечать словами Господа: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Должно нам знать, что испытанием для человека являются и дары божественные, как духовные, так и плотские: например, священство, учительство, знание языков, власть телесная, честь, мудрость, телесная красота и сила, молодость и старость и мн. др. И если эти дары человек будет использовать по воле Божией, то получит еще и вечные дары, а если не по воле Божией, то потеряет их в этой жизни или же лишится вечных благ. Пример тому притча о талантах (Матф. 25:14-30). Пять талантов, это когда всеми пятью чувствами творим добро и преумножаем награду, а два таланта, это когда телом и душою творим добро и преумножаем награду, т.е. надо творить добро, используя таланты как для себя, так и для ближнего. А вот один талант, это когда, имея какой-либо дар, не используем его, как для себя, так и для ближних и закапываем его в землю лености плоти и страха, или же в землю зависти и ненависти. Таких Господь лишит этих даров и уготовит мучения вечные (Матф. 25:30). А верных, за их труды, удостоит жизни вечной в Господе нашем Иисусе Христе и Ему слава во веки веков. Аминь!

Иеромонах Гевонд Иерусалим