Св. Григория Татеваци

ПРОПОВЕДЬ О ДАРОПРИНОШЕНИИ

«Чти Господа от всех прибытков твоих» (1 Прит. 3:9).

Даяния милости бывают двух видов – милостыня нищим: «Милость и истина да не оставляют тебя» (Прит. 3:3) и дар Богу: «Чти Господа от имения твоего и от начатков прибытков твоих» (Прит.3:9).
Поскольку человек имеет душу и тело, то следует душой воздавать славу, а телом – почести. Восславление выражается мыслью и словом: благословлением, восхвалением, славословием, а почитание – коленопреклонением, злостраданием ради Господа, приношением даров. Последнее имеет четыре причины.
Во-первых, человек имеет душу, тело и принадлежащее ему имущество – этими тремя обусловлено его существование на земле. Поэтому душой следует возносить славу, телом совершать коленопреклонения, а из имущества уделять часть Господу. Второе: следует приближаться к Господу также посредством вещественных даров, согласно наставлению: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9). Третье: посредством этих даров, мысль и надежда человека возносятся к Богу и укрепляются, ибо «где сокровище ваше, там и будет сердце ваше» (Матф. 6:21). Четвертое: вещественный дар – свидетельство нашей любви к Господу, ибо любовь сердца проявляется в дароприношении, потому по любви Божьей мы даруем Ему имеющееся у нас. 
Как уже говорилось, даяние бывает двух видов. Что же похвально – милостыня нищим или приношение Богу? Надо сказать и то и другое, ибо «благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит.19:17), потому что совершает это по любви Божьей. Однако между ними есть и разница. Во-первых, милость выражает любовь к ближнему, а дар любовь к Богу. И насколько Божья любовь превосходит любовь друга, настолько дар больше милостыни. Второе: дар есть приношение непосредственно Богу, а милостыня – посредством нищего, ибо первое прямо приносится Богу, а второе совершается во имя Господа. Третье: дароприношение изначально свойственно нашей природе, в отличие  от милостыни, ибо когда еще не было нищих, Бог повелел Авелю и Каину совершить жертвоприношение. И жертву Авеля Бог принял, потому что тот был чист сердцем и пожертвовал наилучших овец, а приношение Каина отверг, потому что он несовершенным сердцем принес скудные плоды. Четвертое: Ной и Авраам и другие патриархи единожды совершили жертвоприношение Богу, а нищим оказывали милость множество раз, что говорит о превосходстве приношения Господу, ибо они не дерзнули многократно приносить жертвы, как говорит Господь: «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Иоан.12:8). Пятое: когда Иаков направлялся в Ассирию, он увидел во сне лестницу, доходящую до небес и сказал: «Если Бог даст мне хлеб и одежду одеться, то что Ты, Боже даруешь мне, я дам Тебе десятую часть»(Быт.28:12-16, 20-22). И возвращаясь, из всего имущества своего отдал десятую часть Исаву. Шестое: Господь повелел в Законе из всего имеющегося давать десятину, поскольку число десять – совершенное. Однако исполнение Закона обязательно, а милостыня нищим добровольна. Седьмое: когда народ израильский закоснел в грехах, Бог изрек через пророка Малахию: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете “чем обкрадываем Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятиями вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня»(Мал.3:8-9). Присваивать предназначенное Богу означает обманывать Его, потому и похищается имущество из дома. Во-первых, Господь предает хищению имущество и скот, уничтожает поля и сады засухой и другими стихийными бедствиями, во-вторых, происходит не только материальная потеря, но прекращается и духовное попечение. 
Милостыня вознаграждается только в будущей жизни, дар же принесенный Богу вознаграждается и здесь и на небе. Там Господь воздает духовное, а здесь материальное, как написано: «И заполнятся житницы твои до избытка и точила твои будут переливаться вином»(Прит.3:10).
Таким образом, дароприношение Господу похвальнее, чем даяние милости. Следует знать, что если милостыня дается нищим, то дар Богу надо принести в дом Божий и отдать священникам, потому что, во-первых, Моисей завещал приносить в храм дары и всевозможные жертвы и отдавать священникам. То же самое узаконили и апостолы. Святой Григорий Просветитель, святой Саак Партев и другие патриархи велели первый урожай и все другие приношения нести в церковь и отдавать священникам. Как дар, приносимый царю, передается его слугам, а они отдают его царю, так и дар Богу приносится священникам, потому что они являются служителями в доме Божьем, как на небе – ангелы. 
Поскольку доля и наследие священников – Сам Бог, потому и долю Господа отдают священникам. По этой причине Бог сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня»(1 Царств 8:7). Как и апостолам говорил: «Кто принимает вас, принимает Меня»(Матф.7:10, 40). 
Священник совершает отпущение грехов и назидает народ. «И очистится от грехов народ Мой»(Левит 4:20-35). И «пресвитерам должно оказывать сугубую честь»(1Тим.5:17). «Ибо трудящийся достоим пропитания»(Матф.10:10). Кто сеет духовное достоин пожинать, достоин пользоваться вещественными дарами, потому дар Господу приносится священникам. 
А говоря, «Чти Господа от имения твоего» указывает на три условия, из которых отсутствие только одного делает дар неприемлемым и несовершенным. Итак, если это твой труд, но неправедный, то есть результат несправедливости и притеснения, то он бесполезен. Если это твое и приобретенное честным трудом, но не твоим, а отцовским или брата твоего – то приношение неприемлемо, потому что совершенный дар – это заработанное собственным трудом. А если это твое и честно заработанное, тогда благодеяние полностью принадлежит тебе. Отцы Церкви это явление объясняли четырьмя разными причинами.
Первое: когда приносящий дар человек недостойный, а приношение достойное, то дар его не принимается, ибо написано: «Беззаконник же, приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса»(Ис.66:3).
Второе: когда приносящий дар достоин, а приношение недостойное (например, результат притеснения и т.д.), то дар не принимается, ибо Бог воздает за притеснения. «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопит»(). Это тоже самое, как если кто-нибудь ограбит царского сына и слугу и потом придет умолять их. 
Третье: если недостойны и дар и совершающий дароприношение – то они не принимаются Богом, как и жертва Каина, который таил в сердце коварство против брата своего и потому дар его был ничтожен и напрасен. «А на Каина и дар его не призрел»(Быт.4:5), потому что Он смотрит сперва на расположение сердца, а потом принимает дар. 
Четвертое: когда и приносящий дар и само приношение достойные, дароприношение принимается Богом, как жертва Авеля, потому что сердце его было чисто и невинно, а в жертву он принес самое лучшее и тучное, потому «Бог призрел на Авеля и дар его»(Быт.4:4).            
Итак, из четырех перечисленных случаев только последний угоден Богу.
А почему мученики, которые пали жертвой нечестивцев, являются жертвой, принимаемой Богом? Надо сказать, что они не по воле нечестивых, а добровольно страдали ради любви к Господу, потому и оказались достойными Его. А нечестивые были преданы мучениям, ибо воля их была зла. Подобно этому, если возникает вопрос о предательстве Иуды или о евреях, распявших Христа – действительно ли они виновны? – ведь и Отец предал Сына на распятие как написано: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим.8:32). Сын добровольно принес Себя в жертву и принял страдания. На это ответим – они действительно виновны. Потому что Отец по любви к нам предал смерти Сына Своего, в то время как Иуда предал Христа по причине сребролюбия, а евреи распяли Его из зависти, и потому были осуждены. Следовательно, дароприношение, совершающееся по доброй воле, угодно Богу и принимается как покаяние за грехи. 
А почему говорят: «И наполнятся житницы твои до избытка и точила твои будут переливаться новым вином»(Прит.3:1)? И Господь свидетельствует, что не только в будущей, но и в настоящей жизни мы получим воздаяние, ибо Бог воздает и душе и телу. И второе – всякое духовное даяние познается посредством видимого. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его, и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы»(Рим.1:20). Итак, когда имеются материальные блага, надо сознавать, что это от духовного даяния. 
Если же кто-то по неведению или маловерию спросит, как из-за дароприношения может умножиться пшеница или вино? Мы ответим, что материальные блага умножаются по разным причинам.
Во-первых, они прибавляются естественным образом, как рост человека, как изменяется Луна, прибывают и убывают воды, источники, как растут волосы, ногти и т.д. Ибо имущество растет и приумножается по воле Божьей.
Второе: это видно на примере первых патриархов: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Давида, и др., которые по воле Божьей умножили потомство свое и богатство. «Он благословил их и они весьма размножаются, и скота их не умаляет»(Пс.106:38).
Третье: это явственно и по тому благословению, которое Бог дал творению Своему, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды  в морях и птицы да размножаются на земле»(Быт.1:22). Благодаря этому животные, птицы и другие виды живых существ размножаются и не уменьшаются, хотя отдельные особи исчезают, однако в целом вид сохраняется.
Четвертое: мы видим это и по чудесам Божьим, когда в пустыне прибавлялась манна и не убывала до следующего дня. Так и вдова из Сарепты накормила Илию, как человека Божьего, почтив его более, чем сынов своих, потому в доме умножились мука и масло. И ячменные хлебы, которые благословил Христос, приумножились и настолько увеличились числом, что после насыщения народа собрали остатки. 
Пятое: мы видим это из противоположного примера. Если утаивший часть, принадлежащую Богу, лишается Его защиты и имущество его подвергается хищению, то приносящий дар Богу с любовью и надеждой прибавляет имеющееся у него.
Сосуд с водой не наполняется, а когда опорожняется, тогда наливают в него воду. Так и человек, если оставляет себе долю Божью, то больше не получает от Него, а если жертвует, тогда вознаграждается щедро, согласно Священному Писанию: «Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Господа. Теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал Елисей: что мне сделать тебе?, скажи мне, что есть у тебя в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних, набери немало и пойди запри дверь за собой и за сыновьями твоими и наливай во все сосуды; полные оставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло»(4Царст.4:1-6).
Итак, когда мы не отдаем часть Богу, наше имущество иссякает. Это можно видеть на примере строителя: пока в его руках имеется камень или другой строительный материал, рабочий не подает ему новый, а когда строитель кладет его на стену, тогда получает другой камень.
Также на примере источника. Сколько бы не брали воды, она не убывает, а взятое восполняется, а когда не берем, количество остается прежним, и вода не прибавляется. Подобным образом, сколько б мы не черпали из источника милости, он не иссякает, а восполняется, а когда не берем, остается прежним и не приумножается. Потому Бог говорит: «Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:31). Это касается и настоящей жизни и будущей.
Мы видим и по известным ощутимым явлениям, чтобы те, кто не может понять мыслью, увидели бы глазами. Семя, попав на одну и тоже почву, в этот год дает богатый урожай, а в другой наказывается градом, дождем и саранчой. И бедствия увеличиваются, но мы не пробуждаемся. И не сознаем, что если человек может потребовать свой долг, то тем более Бог волен не оставить нас должниками, ибо когда не отдаем добровольно, то Он берет силой, посредством многих несчастий, или руками разбойников и похитителей. 
Итак, что является десятиной и приношением первых плодов? Это плоды от молотьбы, жатвы или деревьев. Осенью, во время уборки урожая, обычно совершают жертвоприношение в святом месте и раздают священникам и нищим. От молотьбы – хлеб, от скотины – мясо, а из другого имущества – уделяют часть деньгами. Это наставление мы находим и у Соломона Премудрого: «Чти Господа от имения твоего и от начатков прибытков твоих»(Прит.3:9).
Предостережение имеет следующий духовный смысл. Честный труд – это и добрые дела плоти: пост, молитва, приношение, милость, мужество, здравомыслие и др. А корни этих плодов – духовная мудрость: вера, надежда и любовь. Ими надлежит прославлять Бога праведным сердцем, то есть в делах плоти не должны иметь место лицемерие и честолюбие, когда человек желает показать себя перед людьми, ибо в таком случае он уже получает награду свою. В то время как всякое доброе дело должно совершаться в тайне и искренно перед Богом. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Матф.6:4). Так и духовные плоды – благоразумие, вера, надежда и любовь к Богу должны быть чисты и правдивы без изъяна, с твердой верой и несомненной надеждой, с истинной любовью к Богу и ближнему своему. «Тогда наполнятся житницы твои до избытка и точила твои будут переливаться новым вином»(Прит.3:10), то есть в своей жизни человек с Божьей помощью удостоится усердия и мужества, утверждаясь и возрастая в мудрости и познании Слова Божьего. Тогда вера, надежда и любовь будут крепки и непоколебимы. А в будущей жизни Господь воздаст награду и венцу, как написано: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в дом господина твоего»(Матф.25:21-23). И удостоит семикратного благословения – «Так как вы сделали это одному из сих братьев меньших, то сделали мне»(Матф.25:40). «Придите благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»(Матф.25:34).
Да удостоимся мы все этого небесного зова, по милости Господа нашего Иисуса Христа, Который благословлен во веки. Аминь.

Перевод с армянского языка Виктории Тер-Абрамян.